Электронная версия проекта "Программы подготовки альпинистов" - часть 3

Аватар пользователя Alisher
Категория: 

ЧАСТЬ 3-Я

От Хурсандова А.А.: отв. секретарь ФАР Кузнецова Е.В. по моей просьбе В ЧАСТНОМ ПОРЯДКЕ любезно прислала мне электронную версию ПРОЕКТА «Программы подготовки альпинистов» для инструкторов альпинизма, по к-рой должно проходить поэтапное обучение альпинистов. Публикую ее здесь в помощь нашим инструкторам, а также для желающих определить соответствие своего фактического квалификационного уровня требуемому по Пр-ме. Конечно, надо учесть современные реалии и методики. 
Ввиду ограничений по размерам публикую в 3-х частях. 

ЧАСТЬ 3-Я

Содержание занятий в горах.

Тема 2.2.16. Новые документы руководящих альпинистских организация и приказы по КСП района и альпинистскому мероприятию – 1 час теоретических занятий.
Ознакомление с новыми руководящими документами вышестоящих организаций, распоряжениями и приказами КСП и альпинистского мероприятия, касающихся особенностей текущего сезона, обстановки в высокогорной зоне и вопросов организации безопасности при совершении восхождений и во время учебно-тренировочного цикла.

Тема 2.2.17. Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в предыдущем сезоне – 2 часа теоретических занятий.
Проведение анализа несчастных случаев, происшедших с альпинистами в районе в предыдущем сезоне. Решение Президиума Федерации альпинизма России по несчастным случаям, происшедшим в предыдущем сезоне. Проведение анализа ситуаций, нарушений правил, техники, тактики и мер безопасности, как сопутствовавших аварии, так и не приведших к несчастным случаям.

Тема 2.2.18. Организация и тактика проведения спортивных восхождений – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Составление тактических планов на предстоящее восхождение 3-й категории сложности. Разработка схем маршрута по символике UIAA. Защита тактического плана. Отчет о выполнении намеченного плана во время восхождения. Уточнение описания маршрута.

Тема 2.2.19. Географический обзор района и освоение его альпинистами– 1 час теоретических занятий.
Географической положение района, административная подчиненность, население, экономика, перспективы развития. Географическая характеристика гор района, климат, флора, фауна.
Наиболее интересные маршруты восхождений в районе, их классификация, история покорения.

Тема 2.2.20. Обзор лучших восхождений предыдущего сезона в России и за рубежом – 1 час теоретических занятий.
Результаты чемпионата России. Наиболее интересные достижения российских альпинистов, характерные особенности технической сложности пройденных маршрутов восхождений, новые средства и приемы техники передвижения и страховки, использованные восходителями.

Тема 2.2.21. Транспортировка пострадавшего на различном горном рельефе подручными средствами и сдача экзаменов по теме – 1 час теоретических занятий и 13 часов практики.
Организация системы «полиспаст», подъем пострадавшего с сопровождающим и их спуск с наращиванием веревок.
Причины возникновения лавинной опасности, организация поисков пострадавших в лавинах, приемы вязки носилок-волокуш для транспортировки пострадавшего по снегу, укладка пострадавшего в транспортировочный мешок, транспортировка волоком.
Обеспечение безопасности транспортировки пострадавшего по ледово-снежному рельефу.
Сдача экзамена по теме.

Тема 2.2.22. Организация страховки и самостраховки, работа на страховочном стенде или специально оборудованном пункте страховки. – 4 часа практики.
Практическая отработка приемов страховки и самостраховки на страховочном стенде. Отработка техники страховки через, карабин, выступ, систему карабинов. Отработка порядка действий страхующего при срыве ведущего в связке, фиксация веревки после задержания, передвижение без потери страховки в одиночку к пострадавшему, оказание необходимой помощи. Отработка страховки со специальными приспособлениями: восьмерка, гри-гри и другие.

Тема 2.2.23. Передвижение по скалам и страховка – 4 часа практики.
Проверка и отработка индивидуальной техники. Размещение снаряжения на альпинисте. Организация движения в связке. Организация пунктов страховки. Работа на двойной веревке. Способы передвижения с использованием искусственных точек опоры. Ознакомление с использованием закладных элементов. Работа второго в связке, последнего в группе. Организация спусков. Практическое решение ситуационных задач.

Тема 2.2.24. Передвижение по льду в связках и страховка – 12 часов практики.
Индивидуальная ледовая техника. Преодоление протяженных ледовых склонов и отвесов в связках. Отработка взаимодействия связок в группе. Использование современного ледового снаряжения. Практическое решение ситуационных задач.

Тема 2.2.25. Передвижение по снегу в связках и страховка – 10 часов практики
Индивидуальная техника передвижения, страховка, самозадержание. Отработка приемов передвижения в связке при различном характере и крутизне снега.
Сдача экзамена по теме.
Экзамен сдается в высокогорной зоне на склоне крутизной 40-60°, протяженностью 150-200 метров с подъемом траверсом и спуском при взаимодействии связок – не менее двух человек на укороченной веревке длиной 20 м.
Участники должны продемонстрировать владение техникой преодоления снежных склонов указанной крутизны с попеременной страховкой и с взаимодействием связок, умение организовать страховку, быструю и четкую работу с веревкой. Должны уметь производить смену ведущего в связке и чередование связок; обеспечивать безопасность при работе на снежном рельефе.

Тема 2.2.26. Совершение восхождений для выполнения норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.
Совершение тренировочного восхождения 2б категории сложности. Отработка тем: 2.2.23-2.2.25. Восхождения данного квалификационного уровня являются учебно-тренировочными и проводятся под руководством инструктора. Совершенствование технических приемов работы на различном горном рельефе. Проверка тактических знаний и технических навыков на маршрутах 3-ей категории сложности. В конце выполнения программы восхождений по выполнению нормативов 2-го спортивного разряда по альпинизму совершается контрольное восхождение 3б категории сложности. Это восхождение засчитывается для одного, нескольких или для всех участников отделения. В процессе совершения зачетного восхождения проверяются навыки, приобретенные во время занятий и при совершении предыдущих восхождений. В случае успешного совершения этого восхождения инструктор делает запись-рекомендацию в «книжке альпиниста» о возможности присвоения данному участнику 2-го спортивного разряда по альпинизму.

Тема 2.2.27. Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений – 5 часов теоретических занятий.
Анализ действий участников во время учебных занятий, тренировочных и учебно-тренировочных восхождений. Выделение индивидуальных ошибок и ошибок при работе связок, групп. Работа над ошибками, их устранение.

Тема 2.2.28. Проверка знаний по вопросам теории альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП – 2 часа теоретических занятий и 2 часа практики.
Проверка качества предсезонной подготовки проводится специальной комиссией, назначенной руководством альпинистского мероприятия под председательством командира отряда путем собеседования комиссии с альпинистом. Нормативы для сдачи норм по ОФП см. в Приложении № 1.

Тема 2.2.29. Сдача зачетов по программе учебно-тренировочного цикла – 1 час теоретических занятий.
Зачеты выставляются инструктором по результатам занятий во время проведения занятий учебно-тренировочного цикла и тренировочного восхождения. Учитываются оценки работы на всех формах горного рельефа и результаты тренировочного восхождения.
Альпинисты, имеющие оценку «удовлетворительно» по основным темам раздела (2.1.27 – 2.1.32), к совершению восхождения 3-ей категории сложности не допускаются. Для них организуются дополнительные занятия по темам, которые освоены недостаточно хорошо, и после сдачи дополнительного зачета эти альпинисты получают возможность включиться в работу групп для совершения восхождения 3-ей категории сложности.

Методические указания по проведению занятий и указания по обеспечению безопасности.

Задачей программы спортивной подготовки является создание прочной технической и тактической базы, воспитание мотиваций обеспечения безопасности, взаимной ответственности и дисциплинированности, выработка волевых качеств. На этой ступени обучения должны быть выделены перспективные для спортивного совершенствования альпинисты. Поэтому организация и методика занятий должны способствовать повышению интеллектуального уровня обучающихся. Уроки качественно отличаются от уроков при начальном обучении как задачами, рельефом, так и максимальной самостоятельностью обучающихся.
Учебные планы, представленные в настоящей программе, рассчитаны на 20-дневную смену, на 20-дневное пребывание в горах. Более длительное пребывание (например, 30-дневные смены на некоторых базах) дает возможность учебной части мероприятия составить календарный план работы альпинистов по программе спортивной подготовки таким образом, что учебные планы для частичного выполнения норм 2-го спортивного разряда могут быть значительно перевыполнены.
Восхождения, совершаемые на данном этапе обучения, являются учебно-тренировочными и проводятся под руководством инструктора-командира отделения.
В конце освоения программы восхождений для выполнения норм 2-го спортивного разряда совершается контрольное восхождение 3б категории сложности: оно может засчитываться как контрольное для одного, нескольких или, в отдельных случаях, для всех участников отделения. В процессе совершения его проверяются навыки, приобретенные на занятиях и на других восхождениях. Эти навыки должны соответствовать квалификационным уровням. При положительных результатах контрольного восхождения инструктор делает запись-рекомендацию в «книжке альпиниста» о возможности присвоения данному участнику 2-го спортивного разряда по альпинизму.
После совершения восхождений, входящих в нормы 2-го разряда, следующее восхождение будет учебно-тренировочным, но может совершаться без участия инструктора. При этом обязательно наличие положительной характеристики-рекомендации группе и руководителю восхождения со стороны инструктора.
При собеседовании, которое проводится командиром отряда сразу же по прибытии в горы, проверяются знания техники альпинизма, степень предварительной подготовленности, определяется квалификационный уровень альпиниста, в соответствии с которым проводится распределение по отделениям. При формировании календарного плана работы отряда командир (старший тренер) учитывает степень подготовленности альпинистов и может по разрешению учебной части исключать прохождение отдельных тем программы. Например, отделению, которое формируется из скалолазов-разрядников, нет необходимости давать 10-14 часов скальных занятий, но при этом организация страховки всегда должна отрабатываться полностью.
Занятия учебно-тренировочного цикла проводятся на рельефе, который близок к условиям восхождений и позволяет использовать основные приемы в комплексе. Для этого необходимо иметь освоенные скальные гребешки, участки ледопада, позволяющие инструктору быть в постоянном контакте с каждой связкой. Обучение проводится в процессе движения отделения в связках так, чтобы полностью использовалась и совершенствовалась индивидуальная техника альпиниста. Ледовые и особенно снежные занятия проводятся в ледопадах в верхних цирках ледника.
Во время совершения учебно-тренировочных восхождений выполняются конкретные учебные задачи, поэтому маршруты на вершины должны соответствовать этим задачам.
Каждая тема занятий заканчивается сдачей зачета или экзамена. Участники, получившие оценку «удовлетворительно», к восхождениям 3-ей категории сложности не допускаются. Для них организуются дополнительные занятия и повторная сдача зачетов или экзаменов.
Безопасность занятий обеспечивается:
• знанием учебных объектов инструктором и, следовательно, своевременным обеспечением безопасности при работе связок;
• информированностью участников о возможности возникновения опасных ситуаций;
• соответствием подготовленности участников поставленным задачам;
• постоянным взаимным контролем участниками всех действий группы и партнеров по связке;
• сознанием ответственности инструктора и членов отделения.
3.1. Спортивное совершенствование.
Этап спортивного совершенствования имеет целью выявление индивидуальных особенностей спортсмена, совершенствование индивидуальной физической и технической подготовки, углубление теоретических знаний в области альпинизма и смежных с ним дисциплинах, выработку качеств, необходимых для руководителя альпинистского мероприятия, развитие технических возможностей и психологической готовности, необходимых для дальнейшего спортивного совершенствования и успешного роста квалификации альпиниста.
Окончанием этапа является выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму и не имеет четко определенного количества восхождений на каждый год выполнения норм.
Для допуска к работе по программе спортивного совершенствования необходимо:
1. Иметь оформленный и подтвержденный 2-й спортивный разряд по альпинизму.
2. Иметь положительную характеристику-рекомендацию инструктора (тренера) отделения предыдущего этапа для дальнейшего занятия альпинизмом.
3. Пройти общефизическую и специальную подготовку до выезда в горы и иметь свидетельство секции альпинизма о выполнении программы предлагерной подготовки.
4. Иметь рекомендацию тренера, проводящего тренировки (см. Приложение № 1).
5. Иметь подготовленную группу или сработанную связку, проводящую круглогодичные совместные тренировки и имеющую опыт совместных восхождений в предыдущих сезонах.
6. Иметь врачебно-медицинскую карточку и допуск поликлиники к занятиям альпинизмом.
7. Подтвердить в горах на собеседовании свои индивидуальные теоретические знания альпинистской техники и тактики; подтвердить на контрольных испытаниях физическую подготовленность.
8. Сдать зачеты по практиче5ским и тактическим навыкам на скальном, ледовом и снежном рельефе.
9. Проводить круглогодичные тренировки как до выезда в горы, так и в горах под руководством постоянного тренера (инструктора-методиста) по альпинизму.
10. Совершить спортивные восхождения в составе спортивной группы участником и руководителем в соответствии с правилами.

Учебно-тематический план для спортивного совершенствования.

Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.

№ п/п 
Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего 
1 2 3 4 5
3.1.1. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений 2 - 2
3.1.2. Психология безопасности в альпинистской деятельности 2 - 2
3.1.3. Тактическая подготовка альпиниста 2 2 4
3.1.4. Организация и порядок проведения внелагерных мероприятий 2 - 2
3.1.5. Организация и тактика проведения спасательных работ 2 2 6
3.1.6. Использование современного альпинистского снаряжения 1 1 2
3.1.7. Совершенствование техники передвижения по скалам - 18 18
3.1.8. Совершенствование техники передвижения по льду - 6 6
3.1.9. Совершенствование техники передвижения по снегу - 12 12
3.1.10. Совершенствование приемов страховки на страховочном стенде (скалодроме) - 6 6
3.1.11. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему - 2 2
3.1.12. Транспортировка пострадавшего подручными средствами - 6 6
3.1.13 Решение ситуационных задач 4 4 8
3.1.14 Общая физическая подготовка - 160 160
3.1.15 Специальная физическая подготовка - 120 120
3.1.16 Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов 2 10 12
Всего часов: 17 351 368

С учетом того, что продолжительность периода выполнения норм 1-го спортивного разряда составляет минимум 2 сезона, учебно-тематический план спортивного совершенствования целесообразно разделить на 2 части:
а) подготовка к выполнению норм для получения 1-го спортивного разряда;
б) выполнение норм 1-го спортивного разряда.

Учебно-тематический план подготовки альпинистов по программе спортивного совершенствования (подготовка к выполнению норм для получения 1-го спортивного разряда).

№ п/п 
Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего 
1 2 3 4 5
3.1.17. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений; новые директивные документы по альпинизму 1 - 1
3.1.18. Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в прошлом сезоне 1 - 1
3.1.19. Альпинистский обзор района, особенности проведения восхождений в районе 1 2 3
3.1.20 Организация спасательных работ силами малой группы 1 2 3
3.1.21. Решение ситуационных задач 1 3 4
3.1.22. Оказание первой помощи пострадавшему.
Радиосвязь в горах -
- 2
1 2
1
3.1.23. Организация страховки и самостраховки, взаимная страховка, работа на страховочном стенде - 4 4
3.1.24. Передвижение группы в связках по сложному скальному рельефу - 8 8
3.1.25. Передвижение группы в связках по сложному ледовому рельефу - 8 8
3.1.26. Передвижение группы в связках по снегу - 6 6
3.1.27. Совершение тренировочного восхождения 2б категории сложности - - -
3.1.28. Совершение восхождения 2-4 категории сложности - - -
3.1.29. Разбор занятий и восхождений 5 - 5
3.1.30. Проверка ОФП и собеседование по программе предсезонной подготовки 1 1 2
Всего часов: 14 48 57

Учебный план подготовки альпинистов по программе спортивного совершенствования при выполнении норм для получения 1-го спортивного разряда.

№ п/п 
Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего 
1 2 3 4 5
3.1.31. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений; новые директивные документы по альпинизму 1 - 1
3.1.32. Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в прошлом сезоне 1 - 1
3.1.33. Альпинистский обзор района, особенности проведения восхождений в районе 1 2 3
3.1.34 Применение специального альпинистского снаряжения при совершении спортивных восхождений: скайхуки, френды, закладные элементы 1 - 1
3.1.35. Организация страховки и самостраховки, работа на страховочном стенде - 4 4
3.1.36. Сдача зачета по теме «Техника передвижения и страховка связки на сложном скальном рельефе» - 6 6
3.1.37. Сдача зачета по теме «Техника передвижения и страховка связки на сложном ледовом рельефе» - 6 6
3.1.38. Сдача зачета по теме «Техника передвижения и страховка связки на сложном снежном рельефе» - 6 6
3.1.39. Решение ситуационных задач 1 3 4
3.1.40. Работа двойки на сложном скальном рельефе и оказание помощи партнеру по связке - 3 3
3.1.41. Совершение тренировочного восхождения 2б категории сложности - - -
3.1.42. Совершение восхождения 2-4 категории сложности - - -
3.1.43. Совершение контрольного восхождения 5а категории сложности - - -
3.1.44. Разбор зачетов и восхождений 5 - 2
3.1.45 Проверка ОФП и собеседование по программе предсезонной подготовки 1 1 2
Всего часов: 11 31 42

Программа спортивной подготовки для спортивного совершенствования.

Содержание занятий до выезда в горы.

Тема 3.1.1. Необходимо обратить особое внимание на изучение следующих разделов «Правил»:
• классификация маршрутов;
• оформление записей маршрутов и уточнение маршрутов;
• подготовка восхождений;
• выпуск на восхождение;
• обеспечение безопасности;
• проведение восхождения;
• зачет восхождения.

Тема 3.1.2. Психология и безопасность в альпинистской деятельности – 2 часа теоретических занятий.
Структура альпинистской деятельности и ее составляющие. Определение степени опасности, опасные точки зоны, ситуации, состояния. Влияние личных и социальных факторов. Влияние альпинистских качеств, психофизиологических состояний, стресс и дистресс. Стрессоры. Режимы работы, типичные ошибки. Значение мотивации, конфликт мотивов и градиент цели. Использование психофизиологических факторов для повышения безопасности. Обучение и воспитание безопасности деятельности, иерархия уровней мышления.

Тема 3.1.3. Тактическая подготовка альпиниста – 2 часа теоретических занятий и 2 часа практики.
Понятие тактики. Характерные тактические схемы восхождений: стены, траверсы, высотные, зимние восхождения в двойках. Тактические правила и приемы. Тактический план восхождения, отражение его в маршрутном листе. Практические занятия: составление тактических планов, оформление маршрутных листов.

Тема 3.1.4. Организация и порядок проведения внелагерных мероприятий – 2 часа теоретических занятий.
Требования, предъявляемые к подготовке и комплектованию мероприятия. Утверждение «Положения о мероприятии». Порядок согласований и разрешения на проведение мероприятия. Финансовое и материальное обеспечение. Обязанности начальника мероприятия, старшего тренера, начальника спасотряда, тренера. Обязанности и права участников мероприятия, текущая и отчетная документация.

Тема 3.1.5. Организация и тактика проведения спасательных работ – 2 часа теоретических занятий и 4 часа практики.
Виды спасательных работ. Тактический план проведения спасательных работ. Совместный график. Практические занятия: составление плана спасательных работ на конкретной вершине 3-4 категории сложности. Штабная игра.

Тема 3.1.6. Использование современного альпинистского снаряжения – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Выбор и подготовка одежды и обуви для совершения спортивных восхождений. Специальные рюкзаки, палатки, спальные мешки, примусы и горелки, фонари, кастрюли, ледорубы, молотки, кошки, карабины, зажимы, закладные элементы, петли, крючья, страховочные системы, амортизаторы, веревки и т.п. Новинки альпинистского снаряжения в Росси и за рубежом.

Тема 3.1.7. Совершенствование техники передвижения по скалам – 18 часов практики.
Проверка и отработка индивидуальной техники. Организация движения в связке, в команде, размещение снаряжения на альпинисте. Организация пунктов страховки. Работа на двойной веревке. Работа второго в связке, последнего в группе. Организация спусков. Решение ситуационных задач.

Тема 3.1.8. Совершенствование техники передвижения по льду – 6 часов практики.
Содержание занятия аналогично содержанию занятия по теме 2.1.29. Занятия проводятся на замерзших водосбросах, обледенелых склонах.

Тема 3.1.9. Совершенствование техники передвижения по снегу – 12 часов практики.
Содержание занятия аналогично содержанию занятия по теме 2.1.30. Особое внимание следует уделить отработке действий связки, выполнению динамической страховки и самозадержания. Ситуационные задачи должны быть связаны с отработкой способов страховки, передвижения по закрытому леднику.

Тема 3.1.10. Совершенствование приемов страховки на стенде – 6 часов практики.
Организация места страховки (станции), отработка комбинированной страховки. Порядок действий страхующего при срыве ведущего в связке, фиксация веревки после задержания. Отработка различных способов страховки на сложном рельефе.

Тема 3.1.11. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему – 2 часа практики.

Тема 3.1.12. Транспортировка пострадавшего подручными средствами – 6 часов практики.
Эти две темы следует отрабатывать совместно. Определение травмы или заболевания. Оказание первой доврачебной помощи. Подготовка пострадавшего к транспортировке. Транспортировка. Все эти элементы отрабатываются в зимних условиях.

Тема 3.1.13. Решение ситуационных задач – 4 часа теоретических занятий и 4 часа практики.
Ситуационные задачи тактического плана и задачи по организации страховки решаются в классе, а задачи технического плана решаются на рельефе.

Тема 3.1.14. Общая физическая подготовка – 160 часов практики.
Как на предыдущих этапах подготовки, целью ОФП на данном квалификационном уровне является повышение общего физического развития. Для этого необходимы регулярные тренировки (2-3 раза в неделю), общефизические упражнения, участие в соревнованиях по другим видам спорта, в спортивных играх.

Тема 3.1.15. Специальная физическая подготовка – 120 часов практики.
Упражнения для развития силы, гибкости, ловкости, координации движений, быстроты реакции, скорости, выносливости, прыгучести, чувства равновесия и т.д.
Участие в соревнованиях по лыжным гонкам, скалолазанию, спортивному ориентированию, кроссам.

Тема 3.1.16. Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов по ОФП – 2 часа собеседования и 10 часов сдачи нормативов.
Зачеты сдаются по всей программе как теоретической, так и практической подготовки. Результаты сдачи экзаменов и нормативов заносятся в зачетную карточку (см. Приложение № 1).

Содержание занятий в горах.

Тема 3.2.17. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведения восхождений; новые директивные документы по альпинизму – 1 час теоретических занятий.
Повторение и уточнение основных разделов «Правил». Ознакомление со всеми последними указаниями, распоряжениями и изменениями документов НОК, Федерального Агентства по ФК и С, ФАР, а также – КСП района и уполномоченных ФАР.

Тема 3.2.18. Анализ несчастных случаев – 1 час теоретических занятий.
Решение Правления ФАР по несчастным случаям, происшедшим при занятиях с альпинистами в прошедшем году. Разбор и обсуждение обстоятельств и непосредственных причин, приведших к несчастным случаям с разрядниками в районе в прошедшем году как во время совершения восхождений, таки и во время учебных занятий. Анализ ситуаций, нарушений правил, техники, тактики и мер безопасности, как сопутствующих авариям, так и тех случаев, когда аварии не произошло.

Тема 3.2.19. Альпинистский обзор района, особенности тактики восхождений в районе – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.
Орография района, характеристики особенностей маршрутов, опасностей, погодных условий. Выбор тактики прохождения маршрутов в зависимости от указанных особенностей района. Тактические приемы, наиболее применимые в районе. Составление тактических планов. Порядок оформления маршрутных листов, выпуска и регистрации, другой документации для выхода. Анализ выполнения намеченных планов, действий группы и отдельных участников, содействие выполнению ими плана, ошибки, их причины и пути устранения, оценка принятых решений.

Тема 3.2.20. Организация спасательных работ силами малой группы – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.
Действия членов спортивной группы в случае аварии или несчастного случая до прихода спасотряда. Порядок вызова спасотряда. Действия по оказанию помощи товарищу: его страховка, вынужденный бивуак. Порядок действий участников группы в момент аварии. Транспортировка пострадавшего силами группы в случае, если это позволяет его состояние. Обработка маршрута для подхода спасотряда и пр. Меры безопасности. Сигнализация и организация связи со спасотрядом.

Тема 3.2.21. Решение ситуационных задач – 1 час теоретических занятий и 3 часа практики.
В классе проводится решение ситуационных задач по тактике горовосхождений. На рельефе решаются практические задачи по организации страховки.

Тема 3.2.22. Оказание первой помощи пострадавшему – 2 часа практики; радиосвязь в горах – 1 час практики.
Правила оказания первой помощи пострадавшему, включая методы распознавания травм и заболеваний.
Радиосвязь в горах: повторение тем 2.1.7. и 2.1.25.
Необходимость наличия радиосвязи между группами, совершающими восхождения. Характерные особенности радиосвязи внутри спортгруппы, между группами и базовым лагерем, базовой станцией. Типы радиостанций, применяемых в альпинизме, их характеристики и особенности эксплуатации, габариты, вес, источники питания и продолжительность работы, диапазон частот, радиус действия в данном районе, «мертвые зоны» района, способы применения ретрансляции, особенности радиосвязи во время проведения спасработ. Порядок проведения сеансов связи с группами наблюдения и взаимодействия. Поведение группы в случае отказа радиостанции во время совершения восхождения.
Расписание связи в районе. Правила радиообмена и работы на радиостанции. Права, обязанности и ответственность лиц, работающих на радиостанции. Горный рельеф и радиосвязь.

Тема 3.2.23. Организация страховки и самостраховки, взаимная страховка, работа на страховочном стенде – 4 часа практики.
Организация страховочной цепи, выбор места для страховки, отработка комбинированной страховки, порядок действий страхующего при срыве ведущего в связке, фиксации веревки после задержки, оказание необходимой помощи пострадавшему, передвижение без потери страховки в одиночку и транспортирование пострадавшего на удобную площадку.
При прохождении этой темы отрабатывается целый комплекс приемов, причем одним из основных моментов является изучение способов перенесения нагрузки с крюка, выдержавшего нагрузки при срыве, на другую точку страховки, подхода к пострадавшему его напарника по связке (если задание дается на работу двойки) и обеспечения безопасности при его одиночном передвижении к пострадавшему.

Тема 3.2.24. Передвижение группы по сложному скальному рельефу – 8 часов практики.
Совершенствование движения группы по маршруту.
Обеспечение работы первого. Смена ведущего. Отработка спусков. Работа связки на двойной веревке. Преодоление карнизов. Обеспечение безопасности. Работа с закладными элементами. Категорически не допускается движение связок-«паровозиков».(группа связана одной верёвкой)

Тема 3.2.25. Передвижение группы по сложному ледовому рельефу – 8 часов практики.
Совершенствование техники передвижения и страховки на ледовом рельефе в связках с применением современных средств для страховки и движения. Преодоление ледопада, движение по леднику и протяженным ледовым склонам с различным состоянием поверхности льда.

Тема 3.2.26. Передвижение группы по снегу – 6 часов практики.
Тема отрабатывается в высокогорной зоне, в верхнем цирке ледника. Совершенствование техники передвижения и страховки при движении в связках по разнообразному снежному рельефу. Отработка различных способов действий связки при одновременном и попеременном движении по закрытому леднику, по протяженным снежным склонам, по гребням, с взаимной и попеременной страховкой.

Тема 3.2.27. Совершение тренировочного восхождения 2б категории сложности.
Учебно-тренировочное восхождение 2б категории сложности совершается на 5-7 день пребывания в горах после отработки основных тем программы. Темы №№ 25 и 25 окончательно отрабатываются в высокогорной зоне при совершении учебно-тренировочного восхождения. Для этого в тактическом плане восхождения должны быть указаны четкие и конкретные задачи и время, необходимое на их отработку.

Тема 3.2.28. Совершение восхождения 2-4 категории сложности.
Восхождения первой части этапа спортивного совершенствования направлены на получение самостоятельных навыков руководства маршрутами 2-3 категорий сложности и на доработку отдельных технических приемов, которые не могли быть полностью отработаны во время занятий по каким-либо причинам. Вместе с этим следует подчеркнуть необходимость точного указания в тактических планах поставленных учебных задач времени, нужного на их выполнение.

Тема 3.2.29. Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений – 5 часов теоретических занятий.
Анализ действий альпинистов. Порядок и цели анализа. Постановка задачи, средства, приемы и последовательность их выполнения, фактическое выполнение. Причины отклонения от тактического плана, ошибки и просчеты, меры по их устранению. Приобретенный опыт и возможности его применения. Оценка подготовленности, личных и групповых моральных качеств и дисциплинированности

Тема 3.2.30. Собеседование по программе подготовительного периода и сдача зачетов по ОФП – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Собеседование должно выявить индивидуальные теоретические знания альпиниста, наличие или отсутствие у него технических и тактических навыков.

Программа спортивного совершенствования для выполнения норм 1-го спортивного разряда по альпинизму.

Тема 3.3.31. Повторение темы 3.2.17.

Тема 3.3.32. Повторение темы 3.2.18.

Тема 3.3.33. Повторение темы 3.2.19.

Тема 3.3.34. Применение специального альпинистского снаряжения при совершении спортивных восхождений – 1 час теоретических занятий.
Зависимость успеха восхождения от качества и от соответствия снаряжения и экипировки альпинистов маршруту. Нормы прочности страховочного снаряжения. Новинки альпинистского снаряжения.

Тема 3.3.35. Организация страховки и самостраховки, работа на страховочном стенде – 4 часа практики.
Отработка упражнений по динамической страховке на стенде – 2 часа. Организация страховки и самостраховки на скальном рельефе, на льду, на снеге. Содержание темы аналогично содержанию тем 3.1.7., 3.1.8., 3.1.9.

Тема 3.3.36. Сдача зачетов по теме «техника передвижения и страховка связки на сложном скальном рельефе» – 6 часов практики.

Тема 3.3.37. Сдача зачетов по теме «техника передвижения и страховка связки на сложном ледовом рельефе» – 6 часов практики.

Тема 3.3.38. Сдача зачетов по теме «техника передвижения и страховка связки на сложном снежном рельефе» – 6 часов практики.
Все эти зачеты сдаются специально назначенной комиссии, состоящей из опытных инструкторов или тренеров. Зачет сдается по программе зачета для выпуска на первый маршрут 5а категории сложности. На основании протокола комиссии в «книжке альпиниста» делается запись о допуске к первому восхождению 5А категории сложности. Перед сдачей зачета связке должно быть предоставлено время для проведения тренировочных занятий – не менее 3-4 часов.

Тема 3.3.39. Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов по ОФП – 1 час теоретических занятий и 3 часа практики.
В классе решаются задачи тактического плана на рельефе, во время проведения учебно-тренировочных восхождений 2-3 категорий сложности или в районе бивуака в высокогорной зоне предлагаются задачи технического плана. В зависимости от характера рельефа может быть предложено решить до 3 задач. Конкретное задание и задача отмечаются в тактическом плане восхождения. Например: «При восхождении на пик Трапеция 3а категории сложности отработать задачу № 1 ситуационных задач. Задача: при одновременном движении связки с взаимной страховкой один из участников срывается и срывает второго. Первый участник улетает на отвес, второго веревкой укладывает на полку. Время на решение задачи – 1 час».
Решение задачи. Подобрать подходящий участок гребня. Разместить участников в соответствии с ситуацией, обусловленной задачей. После этого второй участник закрепляет веревку и с самостраховкой на зажиме поднимается на гребень. Еще раз закрепляет веревку в удобном месте над первым участником и организует самостраховку для себя. При наличии второй веревки сбрасывает ее с петлей первому участнику и организует подъем «грудь-нога». При отсутствии второй веревки следует спуститься вниз, назад, освободить свою веревку, снова подняться на гребень и сбросить ее с той же целью. При невозможности организации такой системы подъема необходимо организовать подъем системой полиспаста.

Тема 3.3.40. Работа двойки на сложном рельефе и оказание помощи партнеру по связке в одиночку - 3 часа практики.
Организовать спуск пострадавшего партнера по связке в одиночку: с использованием двух веревок; на одинарной веревке.

Тема 3.3.41. Совершение тренировочного восхождения 2б категории сложности.
Цели и задачи учебно-тренировочного восхождения см. в описании темы 3.2.27.

Тема 3.3.42. Совершение восхождения 2-4 категории сложности.
Восхождения, совершаемые для выполнения норм 1-го разряда по альпинизму, имеют более спортивный характер, как по набору технических сложностей, таки и по всем организационно-тактическим моментам. В данном случае возрастает роль тренера группы в составлении планов восхождений, выборе маршрутов, контроле, определении очередности работы участников в качестве руководителей.

Тема 3.3.43. Совершение восхождений 5А категории сложности.
Двумя восхождениями 5А категории сложности завершается выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму, заканчивается прохождение программы спортивного совершенствования. Необходимо в совершенстве владеть всеми техническими приемами и обладать всеми тактическими навыками для занятий альпинизмом.

Тема 3.3.44. Разбор зачетов и восхождений - 5 часов теоретических занятий.
Порядок и цели разбора. Анализ действий альпинистов. Постановка задач, средства, приемы и последовательности их выполнения, фактическое выполнение. Анализ выполнения тактических планов. Оценка подготовленности, личных и групповых моральных качеств, личной и групповой дисциплинированности.

Тема 3.3.45. Проверка ОФП и собеседование по программе предлагерной подготовки – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Собеседование проводится на 1-2 день пребывания в горах. Оно должно выявить индивидуальные теоретические знания альпиниста, его технические и тактические навыки, а проведение зачетов по ОФП дает возможность судить о состоянии спортивной формы альпиниста в данный момент.

Методические указания по проведению занятий и указания по обеспечению безопасности.

Занятия по программе спортивного совершенствования проводятся в расчете на то, что альпинист пребывает в горах в течение 20 дней. При более длительном нахождении в горах следует увеличить промежуток времени, отведенный на совершение спортивных восхождений.
Прохождение значительной части тем и разделов программы должно осуществляться в высокогорной зоне во время совершения учебно-тренировочных восхождений 2-3 категории сложности.
На этой ступени обучения одним из важнейших требования является наличие тактической грамотности, т.е. альпинист должен освоить тактические правила, большое число тактических приемов и уметь грамотно отразить их в тактическом плане и маршрутном листе. К оформлению этих документов должны предъявляться самые высокие требования, а во время проведения разборов обязательным должен быть анализ выполнения тактического плана.
Специфика обучения на этой ступени предъявляет особые требования к обеспечению мер безопасности. Поскольку обучение проводится на естественном (не очищенном) рельефе, учебные объекты должны быть хорошо известны инструктору или тренеру как по актам, в которых указаны и исключены опасные зоны, так и по личному знакомству со всеми возможными маршрутами. Обучаемые должны знать опасности маршрутов и неразрывно связывать все приемы передвижения с мерами и приемами обеспечения безопасности и взаимно контролировать свою работу. Это является условием создания надежной гарантии безопасности.

4.1. Спортивное мастерство.
Подготовка, соответствующая квалификационному уровню спортивного мастерства (СМ) имеет целью выявление индивидуальных особенностей спортсмена, закрепление физической, технической и тактической подготовки спортсмена, дальнейшее развитие технических возможностей и психологической подготовленности, необходимых для участия в спортивных восхождения высшей категории сложности, в восхождениях, заявленных в рамках проведения различных соревнований по альпинизму, как в качестве участника, так и руководителя группы или команды.
Для занятий по программе спортивного мастерства необходимо:
1. Иметь оформленный и подтвержденный 1-й спортивный разряд или разряд КМС по альпинизму.
2. Иметь положительную характеристику-рекомендацию тренера предыдущего этапа обучения.
3. Иметь рекомендацию тренера, проводящего тренировки со спортсменом в подготовительный период и рекомендацию низового коллектива физкультуры и т.п. (см. Приложение № 1).
4. Иметь врачебно-физкультурную карточку установленного образца, заверенную во врачебно-физкультурном диспансере.
5. Проводить круглогодичные тренировки и подтвердить на контрольных испытаниях физическую подготовленность.
6. Совершать спортивные восхождения в составе спортивной группы или команды участником и руководителем в соответствии с «Правилами».

Окончанием этапа является выполнение нормативов мастера спорта по альпинизму Росси, этап не имеет четко разграниченного количества восхождений на каждый год выполнения спортивного разряда, но характеризуется повышающейся сложностью спортивных восхождений.
Учитывая специфику выполнения спортивных норм по альпинизму на этапе СМ, при выполнении норм КМС для выпуска на первое восхождение шестой категории сложности необходимо закончить специализированный сбор по подготовке к получению жетона «Спасательный отряд», успешно сдать необходимые нормативы и получить указанный жетон.
Содержание занятий во время подготовительного периода для альпиниста 1-го спортивного разряда может иметь один и тот же объем для всех занимающихся в секции (возможно объединение с разрядниками более высоких разрядов в одну группу), но программа занятий и индивидуальных планов обязательно должна включать в себя следующие темы:

Теоретические занятия.

• физическая культура и спорт в России;
• строение и функции организма человека;
• гигиена и закаливание организма;
• врачебный контроль и самоконтроль спортсмена;
• физические основы спортивной тренировки;
• основы техники и тактики альпинизма;
• основы методики обучения и тренировки;
• физиологические основы тренировки альпиниста-разрядника;
• основы спортивной психологии и психологическая подготовка альпиниста;
• правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений;
• организация и тактика проведения спортивных восхождений;
• права и обязанности руководителя спортивной группы;
• питание альпинистов во время пребывания в горах;
• современное снаряжение и требования к нему;
• оказание первой доврачебной медицинской помощи при сложных случаях травм и заболеваний во время совершения восхождений;
• организация и проведение спасательных работ в спортивной группе;
• основы радиосвязи в горах;
• история развития альпинизма и его современное состояние;
• лучшие восхождения в СССР, в России, за рубежом;
• составление тактических планов, схем восхождений по символике УИАА, оформление необходимой маршрутной документации;
• меры безопасности, применяемые альпинистами при передвижении в горах;
• опасности в горах;
• основы метеорологии, минералогии, гляциологии, ботаники, топографии и т.д.

Практические занятия.

• общая физическая подготовка;
• специальная физическая подготовка: упражнения для развития силы, гибкости, ловкости, координации движений, выносливости, быстроты реакции, скоростной выносливости, прыгучести, чувства равновесия и т.д.;
• страховка и самостраховка, приемы работы на страховочном стенде, оказание помощи партнеру в связке в случае срыва и т.п.;
• передвижение по скалам, снегу, льду и организация страховки;
• транспортировка пострадавшего с помощью подручных средств;
• транспортировка пострадавшего силами малой группы;
• оказание первой доврачебной медицинской помощи;
• участие в соревнованиях по лыжным гонкам, скалолазанию, спортивному ориентированию, кроссам и т.п.

Учебно-тематический план для спортивного мастерства

№ п/п 
Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего 
1 2 3 4 5
4.1.1. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений, новые директивные документы НОК, Федерального Агентства по ФК и С, ФАР 1 - 1
4.1.2. Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в районе в предыдущем году 1 - 1
4.1.3. Альпинистский обзор района, особенности восхождений в районе, составление тактических планов восхождений 1 1 2
4.1.4. Решение ситуационных задач 1 2 3
4.1.5. Организация страховки и самостраховки, приемы динамической страховки, оказание помощи партнеру и транспортировка пострадавшего при работе двойке - 6 6
4.1.6. Передвижение группы по сложному скальному рельефу - 6 6
4.1.7. Передвижение группы по сложному снежному рельефу - 6 6
4.1.8. Передвижение группы по сложному ледовому рельефу - 6 6
4.1.9. Совершение тренировочного восхождение 3-ей категории сложности - - -
4.1.10. Разбор восхождений и занятий 5 - 5
4.1.11. Совершение спортивных восхождений - - -
4.1.12. Проверка знаний по вопросам теории альпинизма и выполнения контрольных нормативов по ОФП 2 3 5
Всего часов: 11 30 41

Программа спортивной подготовки для спортивного мастерства.

Тема 4.1.1 Повторение темы 3.2.17.

Тема 4.1.2 Повторение темы 3.2.18.

Тема 4.1.3 Повторение темы 3.2.19.

Тема 4.1.4. Решение ситуационных задач – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.
Продолжение решения ситуационных задач по темам 3.3.39 и решение задач по организации страховки.

Тема 4.1.5. Организация страховки и самостраховки, приемы динамической страховки, оказание помощи партнеру и транспортировка пострадавшего при работе двойке – 6 часов практики.
Отработка различных приемов организации страховки и самостраховки в неудобных положениях страхующего: в стременах, на лесенке, в подвешенном состоянии в беседке, из-за угла с большим трением веревки через перегибы. Приемы динамической страховки: задержание падающего груза на определенной высоте, закрепление веревки, снятие нагрузки с верхнего крюка, выдержавшего нагрузку, передвижение к партнеру в одиночку без потери самостраховки – при страховке одинарной и двойной веревкой. Приемы страховки пострадавшего и его транспортировки на удобную площадку и т.п. в случае автономной работы двойки альпинистов на маршруте.

Тема 4.1.6. Передвижение группы по сложному скальному рельефу – 6 часов практики.

Тема 4.1.7. Передвижение группы по сложному снежному рельефу – 6 часов практики.

Тема 4.1.8. Передвижение группы по сложному ледовому рельефу – 6 часов практики.
Отработка приемов передвижения и страховки на сложном рельефе в связках, отработка схем передвижения и смены направляющих в группе (команде), применительно к предполагаемым условиям восхождений данного сезона.
Отрабатываются тактические схемы работы всей группы (команды) применительно к конкретному рельефу. Сдаются зачеты по названным темам.

Тема 4.1.9. Совершение тренировочного восхождения 3-ей категории сложности.
Объект восхождения следует выбирать так, чтобы в процессе его можно было не только отработать движение связки и группы (команды) в целом, но и чтобы рельеф позволял применять те приемы, которые будут необходимы во время очередного запланированного восхождения. Таким образом, исходя из целей и характера предстоящего восхождения. Можно выбирать объект тренировочного восхождения, полностью отвечающий общему характеру спортивного маршрута: скальная стена, ледово-снежный маршрут или траверс.

Тема 4.1.10. Разбор занятий и восхождений – 5 часов практики
Разбор проводится после каждого занятия, после цикла учебно-тренировочных занятий и после каждого восхождения. Цели и задачи разборов см. в описании темы 3.3.44.

Тема 4.1.11. Совершение спортивных восхождений.
После завершения занятий и совершения тренировочного восхождения группа (команда) планирует выход на спортивные восхождения для выполнения разрядных нормативов или участия в соревнованиях по альпинизму.

Тема 4.1.12. Совершение тренировочного восхождения 3-ей категории сложности.
Объект восхождения следует выбирать так, чтобы в процессе его можно было не только отработать движение связки и группы (команды) в целом, но и чтобы рельеф позволял применять те приемы, которые будут необходимы во время очередного запланированного восхождения. Таким образом, исходя из целей и характера предстоящего восхождения. Можно выбирать объект тренировочного восхождения, полностью отвечающий общему характеру спортивного маршрута: скальная стена, ледово-снежный маршрут или траверс.

Методические указания по проведению занятий и указания по обеспечению безопасности.

Все темы, изложенные в разделах 4.1., относятся к выполнению программы спортивного мастерства при выполнении нормативов КМС. Эти темы, как в подготовительный, так и в основной периоды, проходятся ежегодно. Во время подготовительного периода их можно объединять с прохождением программы спортивного совершенствования, но с более расширенным и углубленным освоением тем. Все элементы, как теоретические, так и практические, должны быть отработаны до начала спортивных восхождений и включены тренером в календарный план мероприятия. Совершение тренировочного восхождения 3-ей категории сложности должно планироваться на 4-5 день пребывания в высокогорной зоне, т.е. после полной адаптации. Также не следует в первые дни пребывания в горах проводить сдачу таких нормативов, как темповый подъем на время.
Методические указания по проведению занятий и по обеспечению безопасности см. в разделе 5.1.

5.1. Рекомендации по организации учебной и воспитательной работы в командах.
Во время проведения занятий по программе спортивного мастерства не прекращается обучение альпиниста. Во-первых, потому, что на этой ступени перед альпинистом стоят задачи, требующие приобретения новых знаний и умений и углубления уже имеющихся. Во-вторых, члены команды могли обучаться у разных инструкторов и потому могли по-разному освоить некоторые темы и приемы и, как это часто бывает, могут иметь пробелы в обучении. В-третьих, на этом уровне квалификации они должны уметь руководить действиями даже недостаточно обученных альпинистов.
Руководствуясь задачами, стоящими перед группой, а также – фактической подготовленностью каждого из участников, тренер команды составляет учебный план и программу действий для группы или для нескольких групп своего коллектива, затем составляет учебно-календарный план на весь год или на смену альпмероприятия.
Необходимо воспитывать самостоятельность в работе, как в плане самообразования (самостоятельные тренировки), так и путем поручения проведения теоретических и практических занятий по отдельным темам и разделам, требуя и контролируя качество обучения путем проверки конспектов слушателей, путем проверки освоения ими приемов и правил.
Во время проведения практических занятий и тренировок, в том числе и участвуя в восхождениях группы, тренер не только обучает, но и оценивает техническую и тактическую подготовку, готовность к экстремальным ситуациям, наличие или отсутствие пробелов в морально-волевой подготовке. Предоставление самостоятельности в работе с другими альпинистами позволяет спортсмену приобрести высокий уровень знаний и умений, понимания ответственности, определяет его отношение к обеспечению безопасности.
Содержание занятий обязательно должно включать в себя следующие темы:
• обучение при совершении учебных восхождений;
• комплексное освоение приемов и правил;
• расширение арсенала тактических приемов;
• критическая оценка своих действий и действий группы;
• постановка и решение ситуационных задач.

Рекомендуется включать в учебный план следующие темы:
• практическая работа группы на сложном рельефе;
• работа на страховочном стенде;
• ситуационный и системный анализ НС и ЧП;
• транспортировка пострадавшего по сложному горному рельефу;
• тактика совершения восхождений в зимних условиях, тактика в альпинизме и оформление маршрутной документации;
• обобщение опыта российских и зарубежных альпинистов;
• психология безопасности, опасности и риск, защищенность, эмоции, мотивация ступеней мышления;
• социальная психология: лидер-антилидер, психологический климат и совместимость в группе, социальные стрессоры, категории готовности;
• медико-биологические основы альпинизма.

Приложение 1.

Агентство по физической культуре и спорту
при Правительстве РФ
Федерация альпинизма России

Зачетная карточка

Для подготовки на значок «Альпинист России» и для выполнения норм спортивного разряда по альпинизму в подготовительный период.

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________________

2. Год рождения _________________________________________________________________

3. Образование ___________________________________________________________________

4. Наименование коллектива физической культуры _____ ______________________________

5. Место работы или учебы ________________________________________________________

6. Какую и когда получил альпинистскую (спортивную) подготовку _____________________

7. Спортивные разряды, по каким видам спорта _______________________________________

Спортсмен___________________________________ в период с ____________ по ___________

в составе секции альпинизма коллектива физкультуры __________________________________

_________________________________________________________________________________
прошел теоретическую и практическую подготовку подготовительного периода «Единой системы обучения в альпинизме» по программе _______________________ квалификационного уровня

Теоретическими занятиями руководил инструктор альпинизма ______________________________
ФИО инструктора и № инструкторского удостоверения
__________________________________________ 
Практическими занятиями руководил инструктор альпинизма 

______________________________
ФИО инструктора и № инструкторского удостоверения
__________________________________________

(Оборотная сторона карточки)

Нормативы по общей физической подготовке для занятий в основном периоде в горах, 
согласно нормативам «Единой системы обучения в альпинизме» для квалификации 

_______________________________________________________________

сдал с общей оценкой ___________________________________________

Дата и подпись инструктора, принявшего зачет

(ФИО и № инструкторского удостоверения)

Спортсмен ___________________________________________________________________________
занимался в секции альпинизма нашего коллектива физкультуры по «Единой системе обучения в альпинизме», успешно ее освоил и рекомендуется для занятий и восхождений в горах.

МП

Председатель совета
коллектива физкультуры (подпись)

Председатель секции
альпинизма КФК (подпись)

Инструктор альпинизма,
ответственный за подготовку

___________________________________________ (подпись)
ФИО инструктора и № инструкторского удостоверения

«______» __________________20 г.

Приложение 2.

Нормативы по общей физической подготовке.

Подготовительный период – до выезда в горы.

№ п/п Упражнения Мужчины Женщины

нп сп сс см нп сп сс см
1 2 3 4
1 Подтягивание на перекладине - количество раз 4
6 8 10 1 2 3 4
2 Лазание по канату (женщины – с помощью ног) – метры 4 6 8 10 3 5 8 10
3 Сгибание и разгибание рук в упоре - количество раз 10 15 20 25 6 10 15 20
4 Приседание на одной ноге («пистолетик») – количество раз, в сумме двух ног 10 15 20 30 8 12 15 20
5 Наклоны корпуса назад, сидя, ноги закреплены – количество раз 34 50 60 - 35 40 45 -
6 Прохождение бревна с опущенными руками и поворотами на 360° в середине бревна - - - - - - - -
7 Кросс на местности:
1000 м
3000 м
5000 м 
-
11:00

-
10:30
19:00 
-
-
19:00 
-
-
19:00 
4:30
-

4:10
-

-
-
- Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да
8 Кросс на местности на любую дистанцию, или участие в соревнованиях по спортивному ориентированию или в лыжных гонках на любую дистанцию Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да Вы-
полне-
ние
норм
3-го
разря-
да

9 Участие в туристических походах с проверкой туристических навыков с ночевкой – км 25 30 2*30 2*30 25 30 2*30 2*30

Основной период – в горах.

№ п/п Упражнения Мужчины Женщины

нп сп сс см нп сп сс см
1 2 3 4
1 Подтягивание на перекладине - количество раз 6
8 10 12 2 3 4 5
2 Лазание по канату (женщины – с помощью ног) – метры 4 6 8 10 3 5 8 10
3 Сгибание и разгибание рук в упоре - количество раз 15 20 25 30 10 15 20 25
4 Приседание на одной ноге («пистолетик») – количество раз, в сумме двух ног 15 20 25 30 10 15 20 25
5 Наклоны корпуса назад, сидя, ноги закреплены – количество раз 45 50 60 - 35 40 45 -
6 Прохождение бревна с опущенными руками и поворотами на 360° в середине бревна - - - - - - - -
7 Преодоление склона крутизной 25-30°, тропа – в минутах; норматив принимается не ранее 4-го дня пребывания в горах;
перепад высот:
100 м
200 м
500 м 

-
-

6
-

-
15

-
-
24 

-
-

-
-

6
-

8
-
-

Для проверки устойчивости вестибулярного аппарата можно применять следующие тесты:
• ходьба по прямой (20-25 м) после 3 вращений на 360°, руки на поясе, глаза закрыты;
• статическое равновесие: на ступеньке, на одной ноге, руки на поясе, глаза закрыты (в сумме двух ног);
• динамическое равновесие: ходьба по специальному тренажеру-ступенькам вверх, без помощи рук.

Для оценки физической подготовки наиболее подготовленных спортсменов и для дифференциации подготовленности альпинистов удобно пользоваться балльной системой, приведенной ниже:

1. Подтягивание на перекладине:

Мужчины:
количество раз 4 6 8 10 12 15
баллы 3 4 5 6 8 10

Женщины:
количество раз 1 2 3 5
баллы 5 6 8 10
2. Приседания на одной ноге (в сумме двух ног):

Мужчины:
количество раз 8 10 14 17 20 25 30
Баллы 3 4 5 6 7 8 10

Женщины:
количество раз 6 8 10 12 14 20
Баллы 3 4 5 6 8 10

3. Лазание по канату (женщины – с помощью ног):

Мужчины:
метры 3 4 5 6 8 10
баллы 3 4 5 6 8 10

Женщины:
метры 3 4 5 6 8 10
баллы 3 4 5 6 7 10

4. Сгибание рук в упоре лежа:

Мужчины:
количество раз 10 12 16 20 25
баллы 3 4 6 8 10

Женщины:
количество раз 6 8 10 12 14 16
баллы 3 4 5 6 8 10

5. Наклоны корпуса назад, сидя, ноги закреплены:

Мужчины:
количество раз 25 35 45 55 60
баллы 3 4 5 8 10

Женщины:
количество раз 20 25 35 40 45 50
баллы 3 4 5 6 8 10

6. Устойчивость вестибулярного аппарата:

Мужчины и женщины:
отклонение, м 1,5 1,0 0,5 0,2
баллы 3 4 5 8

7. Динамическое равновесие:

Мужчины и женщины:
количество шагов без потери равновесия 2 3 4 5 6
баллы 2 3 4 5 6

Примечание.
Программа зачета для выхода на первый маршрут 5 категории сложности будет издана отдельно.

27.02.2007

Часть 1 и Часть 2