Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал... (В. С. Высоцкий)
Электронная версия проекта "Программы подготовки альпинистов" - часть 2
ЧАСТЬ 2-Я
От Хурсандова А.А.: отв. секретарь ФАР Кузнецова Е.В. по моей просьбе В ЧАСТНОМ ПОРЯДКЕ любезно прислала мне электронную версию ПРОЕКТА «Программы подготовки альпинистов» для инструкторов альпинизма, по к-рой должно проходить поэтапное обучение альпинистов. Публикую ее здесь в помощь нашим инструкторам, а также для желающих определить соответствие своего фактического квалификационного уровня требуемому по Пр-ме. Конечно, надо учесть современные реалии и методики.
Ввиду ограничений по размерам публикую в 3-х частях.
ЧАСТЬ 2-Я
Учебный план для начальной подготовки при выполнении нормативов 3-го спортивного разряда по альпинизму.
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
№ п/п
Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
1.2.1. Альпинизм в России и за рубежом 2 - 2
1.2.2. История альпинизма и альпинистская география 4 - 4
1.2.3. Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена 1 - 1
1.2.4. Моральный и волевой облик российского спортсмена, психологическая подготовка альпиниста 1 - 1
1.2.5. Природа высокогорья, ее особенности и опасности 2 - 2
1.2.6. Элементы топографии и ориентирования на местности 2 6 8
1.2.7. Оказание первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях 2 2 4
1.2.8. Простейшие способы транспортировки пострадавшего - 6 6
1.2.9. Виды и способы страховки 2 10 12
1.2.10. Приемы передвижения лазанием на скальном рельефе - 12 12
1.2.11. Приемы передвижения по снегу и льду - 10 10
1.2.12. Общая физическая подготовка - 140 140
1.2.13 Специальная физическая подготовка - 100 100
1.2.14 Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов 2 10 12
Всего часов: 18 296 314
№ п/п
Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
1.2.15. Альпинистский обзор района и история его освоения альпинистами 2 - 2
1.2.16. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений (раздел 3) 1 - 1
1.2.17. Анализ несчастных случаев, произошедших с альпинистами в районе 1 - 1
1.2.18. Организация и проведение спасательных работ 1 - 1
1.2.19. Радиосвязь и сигнализация в горах 1 1 2
1.2.20. Тактика проведения восхождения отделением 3 - 3
1.2.21. Меры по обеспечению безопасности при занятиях альпинизмом 2 - 2
1.2.22. Приемы страховки веревкой. Работа на учебном страховочном стенде - 4 4
1.2.23. Оказание первой доврачебной медицинской помощи - 2 2
1.2.24. Транспортировка пострадавшего подручными средствами на горном рельефе - 8 8
1.2.25. Организация бивуаков - 2 2
1.2.26. Передвижение по скалам и страховка - 12 12
1.2.27. Передвижение по льду и страховка - 10 10
1.2.28. Передвижение по снегу и страховка - 8 8
1.2.29. Восхождения выполнения норм на 3-й спортивный разряд по альпинизму - 47 47
1.2.30. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и восхождений 8 - 8
1.2.31. Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке 2 2 4
Всего часов: 21 96 117
Общее количество учебных часов: 431
Примечание: для участников данного мероприятия, выполнивших в текущем году или в прошлом сезоне нормативы для получения значка «Альпинист России» и рекомендованных к дальнейшему повышению альпинистской квалификации, допускается зачет ранее проведенных занятий с соответствующим сокращением количества учебных часов. Сокращение времени обучения по конкретным темам допускается только для тех лиц, которые закончили изучение по указанным темам с оценкой «отлично».
1.
Программа начальной подготовки альпинистов для выполнения норм 3-го спортивного разряда (2-й год обучения).
Содержание занятий до выезда в горы.
Тема 1.2.1. Альпинизм в России и за рубежом – 2 часа теоретических занятий.
Организационная структура и подчиненность. Организация спасательной службы и ее задачи. Российский альпинизм – коллективный вид спорта. «Положение о секции альпинизма». Организация внелагерных и круглогодичных мероприятий. «Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений». Особенности зарубежного альпинизма.
Тема 1.2.2. История альпинизма и альпинистская география – 4 часа теоретических занятий.
Зарождение альпинизма: восхождение Бальма и Паккара на Монблан. Первые спортивные восхождения в Альпах. Начало организации альпинизма за рубежом. Альпинизм в России: экспедиции зарубежных альпинистов, первые достижения российских исследователей и альпинистов. Развитие советского альпинизма: восхождение профессора Николадзе и др. Этапы развития и их характеристики. Достижения альпинистов в последнее десятилетие. Развитие высотного альпинизма. Первая советская гималайская экспедиция. Развитие скалолазания. Первые чемпионаты (ВЦСПС – 1947 г., СССР – 1965 г., международные соревнования в СССР – 1976 г.). Обзор горных районов мира и наиболее интересные маршруты на их вершины. Горные районы СССР и наиболее значительные восхождения советских альпинистов на их вершины.
Тема 1.2.3. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена – 1 час теоретических занятий.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Личная гигиена альпиниста, гигиена тела, водные процедуры. Гигиена одежды и обуви. Закаливание, его сущность и значение. Средства закаливания и методика их применения. Недопустимость употребления алкогольных напитков и курения при занятиях альпинизмом. Питание. Понятие об обмене веществ, об энергетических затратах при различных физических нагрузках и восполнении энергетических затрат спортсмена. Назначение и роль белков, углеводов, жиров, минеральных веществ и витаминов. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы альпиниста в зависимости от характера и объема нагрузок.
Тема 1.2.4. Морально-волевые качества спортсмена, психологическая подготовка альпиниста – час теоретических занятий.
Моральные качества, необходимые альпинисту: трудолюбие, смелость, решительность, настойчивость, умение преодолевать трудности, коллективные навыки работы, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь, взаимовыручка, высокая сознательность, организованность, дисциплинированность, уважение к товарищам.
Воспитание волевых качеств для повышения спортивного мастерства альпиниста. Тесная связь развития волевых качеств и воспитательной работы в процессе обучения и тренировок. Совершенствование моральных и волевых качеств спортсмена.
Роль и значение психики спортсмена при занятиях и участии в восхождениях. Преодоление трудностей, возникающих в связи с наличием больших нагрузок, с необходимостью уметь быстро ориентироваться, принимать оперативные решения, с возможным появлением психологических стрессов и сильных отрицательных эмоций и необходимостью сдерживания их. Краткая характеристика методов психологической подготовки альпинистов к конкретному восхождению. Взаимосвязь технической, тактической, волевой и психологической подготовки альпинистов.
Тема 1.2.5. Природа высокогорья, ее особенности и опасности – 2 часа теоретических занятий.
Ландшафтные и климатические зоны высокогорья. Растительность и животный мир. Меры по охране окружающей среды. Влияние высоты на человека: разреженный воздух, повышенная солнечная радиация, низкая температура. Значение адаптации и акклиматизации. Формы горного рельефа. Горообразование: общая теория, образование макро- и микрорельефа. Ледниковый рельеф: трещины, морены. Снежный рельеф. Роль ветра. Горные реки. Природа в горах: местные признаки, использование сводок метеослужбы.
Тема 1.2.6. Элементы топографии и ориентирования на местности – 2 часа теоретических занятий.
Основы топографии. Карты и кроки. Особенности ориентирования в горах: определение высот и расстояний. Ориентирование по карте, на местности. Движение по ориентации и по азимуту, маршрутная съемка. Правила поведения при потере ориентировки. Участие в соревнованиях по ориентированию.
Тема 1.2.7. Оказание первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях – 2 часа теоретических занятий и 2 часа практики.
Правила поведения участников группы при появлении больного или пострадавшего. Горная болезнь и ее осложнения. Простудные заболевания. Сердечно-сосудистая недостаточность. Желудочно-кишечные заболевания. Воспалительные процессы. Снежная слепота и повреждения глаз. Шок, его лечение, реанимационные мероприятия. Переломы и вывихи конечностей. Ушибы и растяжения. Ожоги и отморожения. Поражение молнией. Тепловой и солнечный удары. Применение медикаментов и инъекции. Правила санитарии и гигиены. Организация медицинского контроля.
Тема 1.2.8. Простейшие способы транспортировки пострадавшего – 6 часов практики.
Способы транспортировки с использованием подручных средств: веревки, рюкзака, ледоруба, палки, лыж, штормовки. Переноска пострадавшего в одиночку и вдвоем. Вязка носилок, волокуш, саней. Системы обеспечения безопасности группы. Особенности транспортировки в зимних условиях.
Тема 1.2.9. Виды и способы страховки – 2 часа теоретических занятий и 10 часов практики.
Совершенствование приемов обращения с веревкой, вязка узлов, использование индивидуальной страховочной системы. Совершенствование приемов само страховки и страховки при передвижении в связках по скалам, травянистым склонам. Использование скальных крючьев, петель, закладных элементов. Одновременное и попеременное движение связки. Совершенствование приемов организации взаимной страховки, страховки товарища, работы с веревкой.
Приемы передвижения по закрепленной веревке при подъемах, траверсах, спусках. Отработка приемов страховки на страховочном стенде.
Тема 1.2.10. Приемы передвижения лазанием – 12 часов практики.
Лазание по невысоким камням и скалам в разных направлениях с гимнастической страховкой. Приемы самостраховки во время лазания. Лазание с верхней страховкой по скалам средней трудности (по деревьям). Совершенствование приемов страховки и сигналы взаимодействия страхуемого и страхующего.
Тема 1.2.11. Приемы передвижения по снегу – 10 часов практики.
Совершенствование техники передвижения по снегу при подъеме, траверсах и спусках с выбиванием и вытаптыванием ступеней на склонах различной крутизны. Совершенствование техники страховки и самостраховки. Самозадержание на снежном склоне. Передвижение в связках.
Тема 1.2.12. Общая физическая подготовка – 140 часов практики.
Общеразвивающие упражнения на гимнастических снарядах, легкая атлетика, лыжи плавание, кроссы, спортивные игры, подвижные игры.
Тема 1.2.13. Специальная физическая подготовка – 100 часов практики.
Специальная физическая подготовка проводится с целью развития необходимых альпинисту физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений, прыгучести, ориентировки.
Тема 1.2.14. Зачеты и выполнение контрольных нормативов – 2 часа теоретических занятий и 10 часов практики.
Зачеты следует проводить, объединив темы по группам. К зачетам по физической подготовке относятся: конкурсные соревнования по альпинистскому двоеборью, скалолазанию, лыжным гонка, кроссам, а также – по общей физической подготовке (см. Приложение 1).
Содержание занятий в горах.
Тема 1.2.15. Альпинистский обзор района и история освоения его альпинистами – 2 часа практики.
Краеведческое описание района. Орфографическая схема района. Особенности рельефа. Наиболее значительные вершины и перевалы. Альпинистские маршруты и история их освоения.
Тема 1.2.16. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений – 1 час теоретических занятий.
Назначение «Правил». Порядок организации учебных, тренировочных и контрольных восхождений. Требования, предъявляемые к участникам восхождений. Права и обязанности участников восхождения.
Тема 1.2.17. Анализ несчастных случаем (НС), произошедших с альпинистами в районе – 1 час теоретических занятий.
Разбор и обсуждение обстоятельств и непосредственных причин, приведших к НС в данном районе, как во время проведения занятий, так и при осуществлении восхождений. Анализ ситуаций, нарушений правил, техники, тактики и мер безопасности, как сопутствующих НС, так и тех случаев, когда НС не произошло. Ознакомление с выводами СТК Федерации и с решением Правления Федерации альпинизма России по НС прошедшего года.
Тема 1.2.18. Организация и проведение спасательных работ в горах – 1 час теоретических занятий.
Основания для организации спасательных работ в горах. Организация спасательных работ и руководство ими. Порядок комплектования, обеспечения и выходы поисковых групп и спасательных отрядов в высокогорье. Тактический план проведения спасательных работ. Обязанности и дисциплинарные требования, предъявляемые к участникам спасательных работ. Окончание ведения спасательных работ. Разбор организации проведения спасательных работ.
Тема 1.2.19. Радиосвязь и сигнализация в горах – 1 час теоретических занятий.
Задачи, особенности и значение связи в горах. Средства связи, принятые в альпинизме. Типы радиостанций данного альпинистского мероприятия. Порядок радиообмена.
Сигналы бедствия и ответы на них, принятые в альпинизме, время связи в районе. Обязанности альпинистов, принявших сигналы бедствия.
Тема 1.2.20. Тактика проведения восхождения отделением – 2 часа теоретических занятий.
Тактическая схема осуществления восхождения 2-й категории сложности. Тактический план. Раскладка по времени. Обеспечение безопасности. Ответственность участников и руководителя. Ориентирование на местности по крокам и схемам. Оформление маршрутной документации.
Тема 1.2.21. Меры обеспечения безопасности при занятиях альпинизмом – 2 часа теоретических занятий.
Значение личной и групповой дисциплины. Взаимная ответственность. Опасности гор, характерные для района, особенности обеспечения безопасности. Поведение в экстремальных условиях. Сигналы бедствия и порядок действия в аварийной ситуации. Требования, предъявляемые спасательной службой.
Тема 1.2.22. Приемы страховки веревкой. Работа на учебном страховочном стенде – 4 часа практики.
Совершенствование приемов и выбора средств для организации страховки партнера по связке и самостраховки.
Ознакомление и получение навыков применения приемов динамической страховки. Отработка приемов организации самостраховки для страхующего применительно к предстоящим нагрузкам и линии падения груза, выбору места и способа страховки, протравливание веревки и удержание падающего груза.
Тема 1.2.23. Оказание первой доврачебной медицинской помощи – 2 часа практики.
Методика распознавания травмы. Наложение повязки. Раны, растяжения, переломы. Оказание доврачебной помощи. Наложение шин и подготовка травмированного к транспортировке. Противошоковые мероприятия. Комплектование походной аптечки.
Тема 1.2.24. Транспортировка пострадавшего подручными средствами на горном рельефе – 8 часов практики.
Совершенствование ранее изученных приемов и средств транспортировки пострадавшего подручными средствами по несложному горному рельефу. Изучение приемов вязки носилок и приемов переноски пострадавшего на носилках.
Эта тема отрабатывается совместно с темами 1.2.26, 1.2.27, 1.2.28 на всех видах горного рельефа.
Тема 1.2.25. Организация бивуака – 2 часа практики.
Устройство бивуаков на снегу и на леднике. Определение безопасного места для организации площадок. Формирование площадки. Размещение снаряжения и продуктов питания. Организация питания и отдыха отделения.
Тема 1.2.26. Передвижение по скалам и страховка – 12 часов практики.
Совершенствование приемов передвижения в разных направлениях по скалам различного рельефа и сложности. Передвижение в связках. Одновременное и попеременное движение связки. Совершенствование приемов передвижения по закрепленной веревке. Подъемы, траверсы, спуски. Закрепление веревки. Выдергивание веревки после спуска. Меры безопасности.
Тема 1.2.27. Передвижение по льду и страховка – 10 часов практики.
Восстановление навыков ранее изученной техники передвижения и страховки на ледовом рельефе. Передвижение по льду в ботинках типа «вибрам»
Передвижение в кошках: подъёмы, спуски, траверсы, на ледовом рельефе различной крутизны и сложности. Правила и особенности использования различного ледового снаряжения..
Самозадержание при проскальзывании или падении на ледовом склоне. Применение крючьев для организации страховки. Работы связки. Спуски и подъемы по веревке, работа на перилах. Передвижение по закрытому леднику. Обеспечение мер безопасности. Приемы подъема провалившегося из трещины и приемы самовылезания.
Тема 1.2.28. Передвижение по снегу и страховка – 8 часов практики.
Совершенствование приемов передвижения по снегу при подъемах, траверсах, спусках. Выбивание и вытаптывание ступеней на различных склонах. Самозадержание на снежном склоне. Передвижение по различным склонам в связках и совершенствование взаимной страховки при одновременном и самостраховки при попеременном движении связки. Страховка с задержанием сорвавшегося. Отработка способов передвижения по снегу различного состояния производится в высокогорной зоне во время тренировочных восхождений.
Тема 1.2.29. Восхождения для выполнения норм на 3-й спортивный разряд по альпинизму – 48 часов практики.
Восхождения проводятся: учебно-тренировочные 1б категории сложности в составе учебного отряда, учебно-тренировочные восхождения 2а и контрольные восхождения 2б категории сложности в составе не более двух отделений.
В процессе осуществления восхождений альпинисты должны совершенствовать ранее изученные приемы техники передвижения и страховки, приобретать навыки ориентирования в горах, учиться выбору безопасного пути, соответствующего плану и описанию маршрута, устройство бивуака в высокогорье и т.д.
Основные элементы темы: подготовка и оформление восхождения, меры по обеспечению безопасности, отработка организационных и дисциплинарных навыков, совершенствование техники передвижения на различном горном рельефе, отработка взаимодействия связок, знакомство с районом, освоение правил охраны окружающей среды. Организация бивуаков, освоение тактических правил и приемов, отработка на рельефе тем: 1.2.7, 1.2.8, 1.2.9, 1.2.22, 1.2.23, 1.2.24, 1.2.26, 1.2.27, 1.2.28 настоящей программы.
Тема 1.2.30. Разбор учебно-тренировочного цикла занятий и восхождений – 8 часов теоретических занятий.
Разборы учебно-тренировочных занятий и восхождений являются продолжением обучения альпинистов. Разборы проводятся после прохождения каждой практической темы и после осуществления каждого восхождения. На разборах вскрываются недостатки каждого участника в отдельности и коллектива в целом. Подводятся итоги отработки определенной темы и даются оценки действий. Ставятся задачи для дальнейшей работы.
Тема 1.2.31. Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке – 2 часа собеседования и 2 часа практической сдачи зачетов.
На 2-й день пребывания в лагере альпинисты, претендующие на работу по программе данного квалификационного уровня и имеющие значок «Альпинист России», должны пройти собеседование и сдать зачеты по программе предсезонной подготовки (темы 1.2.1 – 1.2.13). При этом должны быть представлены следующие документы: удостоверение о выдаче значка «Альпинист России», справку о состоянии здоровья с допуском к занятиям альпинизмом и зачетная карточка (зачетная книжка), в которой представлены сведения о подготовке, пройденной во время подготовительного периода (Приложение № 1). По итогам собеседования формируются учебные группы соответствующей квалификации.
Зачеты по общей физической подготовке сдаются также на 2-й день пребывания в горах специальной комиссии, назначенной распоряжением по альпинистскому мероприятию. Нормативы для сдачи зачетов по ОФП приведены в Приложении № 6.
Методические указания по проведению занятий и указания по осуществлению безопасности для начальной подготовки альпинистов при выполнении нормативов на получение значка «Альпинист России» и нормативов на 3-й спортивный разряд по альпинизму.
На основании учебного плана, представленного в донной программе, старший тренер альпинистского мероприятия (начальник учебной части) разрабатывает календарный план работы по проведению начальной подготовки для своего альпинистского мероприятия с учетом подготовленности альпинистов до выезда в горы и результатов собеседования, а также – с учетом сдачи нормативов по физической подготовке.
При составлении календарного плана необходимо учитывать следующее:
1. Должны быть полностью использованы дни, указанные в путевке (дни пребывания в горах). Заезд участников осуществляется накануне дня начала смены, вечером, отъезд – в последний день смены.
2. Рабочий день состоит из практических занятий с 09:00 до 14:00 (семь академических часов) и занятий после обеда с 17:00 до 19:00.
3. Общих дней отдыха должно быть два, примерно седьмой и четырнадцатый дни смены. В день отдыха могут планироваться 2-3 часа занятий.
4. Подходы к местам занятий включаются в учебное время изучения соответствующих тем, так как во время проведения подходов также происходит обучение альпинистов.
Например: при подходе к месту скальных занятий целесообразно частично отработать тему 1.1.21 «Передвижение по тропам, травянистым склонам и осыпям». Время занятий – 20 минут. При возвращении с занятий необходимо включить изучение темы 1.1.19 «Транспортировка пострадавшего подручными средствами»: «Оказание помощи пострадавшему при переломе большой берцовой кости и транспортировка его в лагерь». Время занятий – 1 час.
5. Выход в высокогорную зону следует планировать на 6-8 день смены для того, чтобы обеспечить достаточную адаптацию.
6. Тренерский совет или учебная часть может добавить или исключить учебные темы или заменить количество учебных часов для отдельных групп в зависимости от их предварительной подготовленности или в соответствии со спецификой района.
Все отклонения от учебного плана и настоящей программы должны быть четно зафиксированы в распоряжениях по альпинистскому мероприятию с соответствующим обоснованием.
Эффективность обучения основывается на трех главных аспектах:
• организация урока;
• методические построения и приемы на уроке;
• обеспечение безопасности.
Организация урока.
1. Учебное подразделение должно быть полностью обеспечено снаряжением.
2. Выбор места занятий должен обеспечивать выполнение конкретных задач урока, т.е. изучение и освоение вполне определенных приемов, соответствующих рельефу или другим условиям. Недопустимы условности.
3. Работать на рельефе следует сдвоенными группами (отделениями), чтобы один тренер (инструктор) проверял работу сверху, а другой – снизу, сменяя друг друга. Разборы результатов работы следует проводить совместно. Сдвоенность групп (отделений) облегчает дальнейшее переформирование групп и отделений, так как сработанность обучаемых более тесная.
4. При комплектовании групп и отделений следует учитывать подготовленность альпинистов, выявляемую по результатам собеседования и по данным представленных документов. Окончательный состав групп утверждается в соответствии с результатами практических проверок.
Методические построения и приемы при проведении занятий.
В связи с дифференциацией и интенсификацией учебного процесса необходимо учитывать следующее:
1. Каждый учебный цикл и ступень обучения должны обеспечивать завершенное освоение определенных знание, приемов, правил, в первую очередь – обеспечивающих безопасность.
2. На начальной ступени обучения особое внимание должно быть обращено на овладение прикладными элементами альпинизма, знаниями особенностей и опасностей гор.
3. Интенсификация обучения невозможна без активизации обучающихся. Для этого любые учебные занятия должны представлять определенную новизну и трудность, вызывать мыслительную деятельность, обуславливающую принятие решений на основе знаний и понимания решающих факторов.
4. В программу начального обучения следует вводить сложные ситуации, увязывая их с освоением конкретных приемов. Например: страховку на льду и на снегу отрабатывать вместе с отработкой удержания сорвавшегося и самозадержания, подчеркивая неразрывность этих приемов.
5. Изучение любого приема должно сопровождаться контролем и анализом действий, как самим участником действий, так и его партнером по связке или группе, а также – оценкой тренера. Следует использовать все возможности для воспитания взаимной ответственности и стремления к взаимопомощи.
6. Демонстрация различных приемов должна быть заранее отработана и подготовлена. Следует показать не только безукоризненное выполнение приемов, но и характерные ошибки и способы их исправления.
7. Для начинающих альпинистов, имеющих отличную предсезонную подготовку, объединенных в одну группу после прохождения всей учебно-тренировочной программы, допускается совершение зачетного восхождения на вершину категории 1б на 11-13 день работы смены.
8. Дифференцированный подход к обучению на втором этапе начальной подготовки заключается в следующем:
• при составлении календарного плана для альпинистов, имеющих значок «Альпинист России», имеющих квалификацию, превышающую нормативы значка, и отличную предсезонную подготовку, можно включать в это план элементы учебной программы «спортивная подготовка». К таким альпинистам могут быть отнесены спортсмены, имеющие восхождения 1-й и 2-й категорий сложности, совершенные во время зимних или весенних альпиниад, круглогодичных или других мероприятий, совершившие эти восхождения во время прохождения настоящей программы ранее, но не закончившие выполнение норм 3-го спортивного разряда;
• зачисление в такие группы и отделения может быть осуществлено только при наличии положительных характеристик и рекомендаций.
9. Целесообразно часть занятий по работе в связках на скальном, ледовом и снежном рельефе переносить в реальную обстановку высокогорной зоны на время проведения походов и тренировочных восхождений. В этом случае необходимо определять конкретные учебные задачи и отводить время на их выполнение. Эти занятия должны найти свое отражение в тактическом плане выхода и в распоряжении по альпинистскому мероприятию.
10. Контрольное восхождение категории сложности 2б, которым заканчивается выполнение норм 3-го спортивного разряда, определяется для одного или нескольких, а в отдельных случаях – и для всех участников отделения. Во время его проведения проверяются навыки, приобретенные на занятиях и во время других восхождений, которые должны соответствовать данному квалификационному уровню. По результатам этого восхождения инструктор или тренер делает запись-рекомендацию в «книжку альпиниста» о возможном присвоении данному альпинисту 3-го спортивного разряда по альпинизму.
Обеспечение безопасности.
Главным условием обеспечения безопасности является правильная организация и методика обучения. Специфика начального обучения состоит в том, что участники не только многого не знают и не умеют, но и в том, что за короткий срок обучения они не могут прочно освоить необходимые приемы и правила. Поэтому часто имеют место ЧП, которые трудно предусмотреть. Инструкторы должны быть готовы к непростым ситуациям. Очень важен сознательный взаимный контроль участников, приучение их к проверкам действий друг друга. Следует требовать строгого соблюдения дисциплины, но не следует рассматривать каждое нарушение или ошибку как поступок, влекущий за собою наказание.
2.1. Спортивная подготовка.
Возраст участников – не моложе 16 лет.
Спортивная подготовка, так же, как и начальная, подразделяется на два этапа:
• частичное выполнение норм (подготовка к выполнению норм);
• выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.
Для получения допуска к работе по программе спортивной подготовки необходимо:
1. Иметь оформленный 3-й разряд по альпинизму и классификационный билет спортсмена, «книжку альпиниста», зачетную карточку с отметкой о предлагерной подготовке (допускается неоформленный 3-й разряд, если нормы выполнены в текущем сезоне).
2. Пройти до выезда в горы общефизическую и специальную альпинистскую подготовку по данной программе и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке и зачеты по теории альпинизма.
3. Иметь рекомендацию инструктора (тренера, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, и врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.
4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность и пройти курс учебно-тренировочных занятий.
5. Сдать экзамены по темам: «Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений», «Профилактика травм и заболеваний в альпинизме и доврачебная помощь».
6. Совершить восхождения на вершины: 2а категории сложности – тренировочное восхождение; 2б, 3а и 3а категорий сложности – учебные для частичного выполнения норм 2-го спортивного разряда. Для завершения выполнения норм 2-го разряда необходимо совершить: тренировочное восхождение 2б категории сложности, 3а и 3б категорий сложности – учебные восхождения и 3б – контрольное восхождение.
7. Допуск к контрольному восхождению осуществляется после сдачи всех необходимых зачетов, совершения учебно-тренировочных восхождений и письменной рекомендации тренера (инструктора).
Учебный план спортивной подготовки для подготовки к частичному выполнению норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
№ п/п
Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
2.1.1. Альпинизм в российской системе физического воспитания 2 - 2
2.1.2. Высокогорные районы мира и их освоение альпинистами 2 - 2
2.1.3. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений (раздел 3) 2 - 2
2.1.4. Организация и планирование тренировок 2 - 2
2.1.5. Основы спортивной психологии, психологическая подготовка альпиниста 2 - 2
2.1.6. Основы тактики восхождений спортивной группы 2 - 2
2.1.7. Оказание первой доврачебной помощи при сложных случаях травм и заболеваний 2 - 2
2.1.8. Транспортировка пострадавшего подручными средствами - 8 8
2.1.9. Основы метеорологии 2 - 2
2.1.10. Решение ситуационных задач по тактике проведения восхождений 2 2 4
2.1.11. Организация походов в зимних условиях и основы горнолыжной техники 2 24 26
2.1.12. Отработка приемов страховки 2 12 14
2.1.13 Передвижение по скалам и страховка - 18 18
2.1.14 Передвижение по льду и снегу и страховка - 12 12
2.1.15 Общая физическая подготовка - 140 140
2.1.16 Специальная физическая подготовка - 100 100
2.1.17 Зачеты и выполнение контрольных нормативов 2 10 12
Всего часов: 24 326 350
№ п/п
Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
2.1.18. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений 2 - 2
2.1.19. Зачет по теме «Правила соревнований» 2 - 2
2.1.20. Анализ несчастных случаев в районе 1 - 1
2.1.21. Обзор лучших восхождение прошлого сезона в России и за рубежом 1 - 1
2.1.22. Тактическая подготовка. Организация и тактика проведения восхождений отделение разрядников. Тактические планы. Оформление маршрутных документов 1 2 3
2.1.23. Географический обзор района и освоение его альпинистами 1 - 1
2.1.24. Основы радиосвязи в горах 1 1 2
2.1.25. Оказание первой доврачебной медицинской помощи при сложных случаях травм, заболеваний. Экзамен 2 2 4
2.1.26. Транспортировка пострадавшего подручными средствами 1 7 8
2.1.27. Приемы страховки и самостраховки. Приемы динамической страховки. Работа на страховочном стенде - 4 4
2.1.28. Техника передвижения по скалам и страховка - 10 10
2.1.29. Техника передвижения по льду и страховка - 8 8
2.1.30. Техника передвижения по снегу и страховка - 6 6
2.1.31. Решение ситуационных задач - 4 4
2.1.32. Учебно-тренировочное восхождение - 8 8
2.1.33. Восхождение с целью частичного выполнения норм 2-го спортивного разряда по альпинизму - 42 42
2.1.34. Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений 5 - 5
2.1.35 Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП 2 2 4
Всего часов: 19 96 115
Общее количество учебных часов: 465
Примечание: для участников мероприятия, выполнивших циклы занятий с оценкой «отлично», и при наличии у них повышенной подготовленности в подготовительный период, допускается зачет отдельных тем «автоматом» и сокращение количества часов, отводимых для изучения некоторых тем.
Программа спортивной подготовки (частичное выполнение норм на 2 разряд).
Содержание занятий до выезда в горы.
Тема 2.1.1. Альпинизм в системе российского спорта – 2 часа теоретических занятий.
Задачи российского спорта в воспитании и совершенствовании молодого поколения. Массовый спорт и спорт высоких достижений. Место альпинизма в российском спорте. Современное состояние альпинизма и роль федераций и секций альпинизма. Популяризация альпинизма.
Тема 2.1.2. Высокогорные районы мира и их освоение альпинистами – 2 часа теоретических занятий.
Главнейшие высокогорные районы мира. Горы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки. Географическое положение района, протяженность, названия, высоты главнейших хребтов, высочайших вершин, основные ледники, оледенение, высота снеговой линии.
Популярность района и отдельных его вершин среди альпинистов. Восхождения на вершины района, получившие широкую известность. История покорения вершин высотой более 8000 м над уровнем моря.
Тема 2.1.3. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений – 2 часа теоретических занятий.
Классификация маршрутов. Правила организации и проведения восхождений. Организация работы альпинистских мероприятий. Учебные отделения и спортивные группы. Подготовка восхождения. Выпуск на восхождение. Обеспечение безопасности. Проведение восхождения. Зачет восхождения.
Тема 2.1.4. Организация и планирование тренировок – 2 часа теоретических занятий.
Методические основы физического воспитания. Периоды тренировок. Общая физическая подготовка: воспитание силы, быстроты, ловкости, выносливости. Специальная тренировка: освоение и закрепление приемов, навыков, действий. Направление формирования личности. Индивидуальные тренировки и самовоспитание.
Тема 2.1.5. Изучение основ спортивной психологии, психологическая подготовка альпинистов – 2 часа теоретических занятий.
Предмет психологии и задачи психологической подготовки. Психологические процессы. Эмоции. Волевые действия. Трудности и их преодоление. Понятие о личности. Темперамент и характер. Психологическая характеристика действий. Мотивации. Волевая подготовка: постановка цели и задачи (мотивы). Методы волевой подготовки.
Тема 2.1.6. Основы тактики восхождений спортивной группы – 2 часа теоретических занятий.
Понятие о тактике. Тактический план и его составляющие. Отражение тактического плана в маршрутных документах. Тактика продолжительных восхождений – траверсы, технически сложных восхождений – стены, зимних восхождений, в двойке.
Тема 2.1.7. Оказание первой доврачебной помощи при сложных ситуациях травм и заболеваний – 2 часа теоретических занятий.
Определение тяжести и сложности случая травмы и заболевания. Значение осторожности и компетентности при оказании первой доврачебной медицинской помощи пострадавшему при сложных случаях травм и заболеваний.
Оказание первое доврачебной медицинской помощи при острых случаях кровопотери, при травматическом шоке, острой сердечно-сосудистой недостаточности, в условиях высокогорья, при асфиксии (удушье), при попадании в лавину. Случаи закрытых и открытых повреждений черепа и головного мозга, повреждений позвоночника, живота, ранений внутренних органов, повреждений таза и тазовых органов. Острые (приступы) заболевания органов брюшной полости, фурункулезы, карбункулы, гидроаденит.
Применение лекарственных препаратов и внутримышечных инъекций.
Рекомендации по транспортировке пострадавших со сложными травмами и заболеваниями, находящихся в различных зонах высокогорья.
Тема 2.1.8. Транспортировка пострадавшего подручными средствами – 8 часов практики.
Подготовка транспортировочных средств. Простейшие приемы транспортировки пострадавшего одним или двумя альпинистами. Транспортировка на шесте. Подготовка и вязка носилок. Переноска пострадавшего на носилках на подъемах, траверсах и спусках на травянистых склонах. Спуск пострадавшего по крутому склону на одинарной и двойной веревке. Спуск с сопровождающим. Спуск носилок с пострадавшим по склону с одним и двумя сопровождающими. Подъем носилок с пострадавшим по склону.
Страховка пострадавшего и самостраховка сопровождающего.
Тема 2.1.9. Основы метеорологии – 2 часа теоретических занятий.
Влияние и изменение погоды: температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, облачности и ветра. Образование облаков и их классификация. Движение воздушных масс, процесс образования фронтов и их циклическая деятельность. Признаки устойчивой (антициклонической) погоды. Признаки ненастной (циклонической) погоды. Признаки перемены погоды к лучшему, перемены ясной погоды на ненастную. Признаки приближения грозы.
Тема 2.1.10. Решение ситуационных задач по тактике проведения восхождений – 2 часа теоретических занятий и 2 часа практики.
Следует тщательно проработать задачи №№ 23-30. Особое внимание необходимо обратить на проработку тактического плана восхождения, на возможные резкие изменения погоды, на организацию безопасных бивуаков, на повышенную лавиноопасность после непогоды и во второй половине дня, на необходимость тщательного изучения маршрута.
Тема 2.1.11. Организация походов в зимних условиях и основы горнолыжной техники – 2 часа теоретических занятий и 24 часа практики.
Подготовка и организация похода. Разработка и оформление маршрута. Обеспечение похода. Меры безопасности. Организация зимнего бивуака. Проведение походов выходного дня и отработка основ горнолыжной техники.
Тема 2.1.12. Отработка приемов страховки – 2 часа теоретических занятий и 12 часов практики.
Отработка различных способов динамической страховки на стенде, склоне. Совершенствование приемов обращения с веревкой. Совершенствование приемов самостраховки и страховки. Совершенствование приемов организации взаимной страховки при одновременном движении. Страховка партнера при попеременном движении. Работа с веревкой в связке. Организация страховки и самостраховки при помощи крючьев, петель, закладных элементов. Отличительные признаки и особенности работы со статической и динамической верёвками.
Тема 2.1.13. Передвижение по скалам и страховка – 18 часов практики.
Совершенствование приемов лазания по невысоким скальным участкам различной сложности с гимнастической страховкой, лазания и страховки по скалам средний трудности с верхней страховкой. Совершенствование приемов передвижения по скалам средней трудности в связках с использованием различных средств и способов страховки.
Тема 2.1.14. Передвижение по снегу и льду и страховка – 12 часов практики.
Совершенствование техники передвижения по снегу и фирну на крутых склонах оврагов. Передвижение с вытаптыванием и выбиванием ступеней. Спуски по склонам способом выбивания пятками ботинок ступеней и скольжение на ногах (глиссирование). Отработка приемов страховки и самостраховки на склонах. Передвижение в связках.
Совершенствование техники передвижения на ледовых склонах. Передвижение на кошках с вырубанием ступеней. Страховка и самостраховка на ледовых склонах. Передвижение в связках. Самозадержание при проскальзывании.
Тема 2.1.15. Общая физическая подготовка – 180 часов практики.
Продолжение работы по общему физическому развитию. Регулярные тренировки (2-3 раза в неделю). Общеразвивающие упражнения. Упражнения на гимнастических снарядах. Участие в соревнованиях по легкой атлетике, лыжным гонкам, плаванию, спортивным играм.
Тема 2.1.16. Специальная физическая подготовка – 100 часов практики.
Работа над дальнейшим развитием физических качеств, необходимых для занятий альпинизмом. Участие в соревнованиях по скалолазанию, альпинистскому двоеборью, ориентированию. Участие в туристических походах.
Тема 2.1.17. Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов – 2 часа теоретических занятий и 10 часов практики.
На специальных зачетах по теории альпинизма сдаются зачеты по всей программе раздела. Зачеты следует сдавать, объединив темы по группам. Для сдачи зачетов в качестве дополнительного материала удобно использовать ситуационные задачи. К зачетам по физической подготовке относятся конкурсные соревнования, проводимые в коллективе физкультуры, а также – выполнение контрольных нормативов, приведенных в Приложении № 2.
Результаты сдачи зачетов и нормативов по ОФП заносятся в зачетную карточку (Приложение № 1).
Содержание занятий в горах.
Тема 2.1.18. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений, и другие директивные материалы по альпинизму – 2 часа теоретических занятий.
Повторение темы 2.1.3. Консультации по ее усвоению. Дополнительные комментарии по теме Федерации альпинизма. Знакомство с другими официальными документами указанных организаций.
Тема 2.1.19. Сдача зачета по теме 2.1.18. – 2 часа теоретических занятий.
Каждый альпинист, находящийся в горах, должен четко знать и безусловно выполнять правила проведения альпинистских мероприятий в России. Он должен знать свои права и обязанности, правила организации и проведения восхождений, права и обязанности выпускающего на высокогорные маршруты, правила обеспечения безопасности при совершении восхождений, зачета восхождений, порядок классификации маршрутов, правила поведения и охраны окружающей среды в горах. Результаты сдачи зачета заносятся в «книжку альпиниста».
Тема 2.1.20. Анализ несчастных случаев в районе – 1 час теоретических занятий.
Следует ознакомить занимающихся с «Решением Правления ФАР по несчастным случаям, происшедшим при занятиях альпинизмом в прошлом году», уделив особое внимание несчастным случаям, происшедшим с альпинистами в данном районе, и случаям, характерным для района.
Проведение анализа ситуаций, связанных с нарушением правил, техники, тактики и мер безопасности, как сопутствующих несчастным случаям, так и тех, когда несчастного случая не произошло.
Тема 2.1.21. Обзор лучших восхождений прошлого сезона в России и за рубежом – 1 час теоретических занятий.
Развитие российского альпинизма по итогам прошлого сезона: рост массовости, общего числа совершенных восхождений на вершины 5б-6 категорий сложности. Результаты чемпионата России по альпинизму прошлого сезона. Наиболее интересные достижения российских альпинистов, характерные особенности технической сложности пройденных маршрутов восхождений, новые средства и приемы техники передвижения и страховки, использованные восходителями.
Лучшие восхождения зарубежных альпинистов, совершенные в прошлом сезоне. Достижения российских альпинистов, участвовавших в зарубежных восхождениях.
Тема 2.1.22. Организация и тактика проведения спортивных восхождений – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.
Техническая подготовка. Основные положения тактики альпинистских восхождений. Основные задачи и значение тактики спортивных восхождений. Значение опыта альпинистской деятельности в тактической подготовке. Организация и тактика проведения восхождений отделением разрядников. Тактические планы. Оформление документов.
Тема 2.1.23. Географический обзор района и освоение его альпинистами – 1 час теоретических занятий.
Географическое положение района, административная подчиненность, население, экономика. Перспективы развития.
Географическая характеристика гор района, климат, флора и фауна. Наиболее интересные маршруты восхождений в районе, их классификация, история покорения.
Тема 2.1.24. Основы радиосвязи в горах – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Знакомство с используемыми радиостанциями порядок их эксплуатации. Простейшие неисправности и методы их устранения. Порядок радиообмена. Другие способы связи.
Тема 2.1.25. Оказание первой доврачебной медицинской помощи при сложных случаях травмы и заболевания, сдача экзаменов по изученной теме – 2 часа теоретических занятий и 2 часа практики.
Повторение темы 2.1.7. На экзаменах обучающиеся должны проявить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи в соответствии с пройденной темой, должны знать и уметь подготовить пострадавшего к транспортировке. Результаты сдачи экзамена заносятся в «книжку альпиниста».
Тема 2.1.26. Транспортировка пострадавшего подручными средствами – 1 час теоретических занятий и 7 часов практики.
Повторение темы 2.1.8. с использованием различного горного рельефа: на скалах – организация системы «полиспаст»; подъем пострадавшего с сопровождающим и спуск с наращиванием веревок.
Тема 2.1.27. Приемы страховки и самостраховки. Приемы динамической страховки. Работа на страховочном стенде – 4 часа практики.
Практическая отработка темы на страховочном стенде. Отработка приемов страховки и самостраховки.
Тема 2.1.28. Техника передвижения по скалам и страховка – 10 часов практики.
Совершенствование техники передвижения и страховки на скалах при движении в связках. Распределение снаряжения между участниками в группе, в связке. Организация страховки и самостраховки при одновременном и попеременном движении связки при подъемах, траверсах, спусках. Способы взаимодействия связок при одновременном и попеременном движении с использованием крючьев, забиваемых ведущей связкой и при движении со сменой ведущего с чередованием связок. Организация спуска по закрепленной веревке и «пересадка» на протяженных и сложных местах.
Тема 2.1.29. Техника передвижения по льду и страховка – 8 часов практики.
Совершенствование индивидуальной техники передвижения по ледовым склонам различной крутизны. Приемы предотвращения срывов при проскальзывании. Отработка приемов самозадержания ледорубом при движении в ботинках типа «вибрам» и на кошках. Подъемы, траверсы. Спуски на кошках по склонам различной крутизны. Передвижение на передних зубьях кошек.
Совершенствование приемов и организации страховки двигающегося партнера на различном ледовом рельефе. Использование ледовых крючьев.
Совершенствование навыков передвижения по крутым ледовым склонам различной сложности в связках, с применением ледовых молотков и «айс фи-фи». Отработка способов и приемов взаимодействия связок с использованием различных способов страховки, со сменой ведущего и чередованием связок.
Тема 2.1.30. Техника передвижения по снегу и страховка – 6 часов практики.
Совершенствование индивидуальной техники передвижения по снежным склонам различной крутизны и с различным состоянием снега. Приемы выбивания и формирования ступеней, движение по готовым ступеням и приемы самостраховки и страховки. Приемы предотвращения срывов при проскальзывании или разрушении ступеней.
Отработка приемов самозадержания при падении на снегу (срывах). Самозадержание из различных исходных положений.
Совершенствование ранее изученных приемов страховки на снежном склоне и обучение страховке с помощью лавинной лопаты, тросика на ледорубе, якорных и фирновых крючьев.
Совершенствование техники передвижения по снежным склонам различной крутизны в связках. Спуск с выдергиванием ледоруба и снежного крюка.
Тема 2.1.31. Решение ситуационных задач – 4 часа практики.
Решение ситуационных задач на скальном рельефе, на снежно-ледовом рельефе.
Тема 2.1.32. Учебно-тренировочное восхождение – 8 часов практики.
Тренировочное восхождение 2а категории сложности проводится под руководством инструктора. В процессе восхождения проводится: обучение тактически приемам, приобретение навыков работы на маршруте и ее анализ, освоение методов организации взаимодействий и взаимопомощи, организация радиосвязи и сигнализации, устройство бивуаков, проверка физической подготовки и тактических навыков на маршруте.
Тема 2.1.33. Восхождение для частичного выполнения норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.
Восхождения являются учебно-тренировочными, выполняются под руководством инструктора и должны включать в себя движение по всем формам горного рельефа для отработки в комплексе ранее изученных приемов передвижения и страховки. Целесообразно на каждое восхождение назначать условного руководителя. При этом особое внимание придается совершенствованию навыков разработки тактического плана восхождения, его выполнению на практике и составлению отчета о выполнении тактического плана разборе восхождения.
Тема 2.1.34. Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений – 5 часов теоретических занятий.
Анализ действий участников на учебно-тренировочных занятиях и восхождениях. Выявление индивидуальных ошибок и ошибок при работе связки, группы. Работа над ошибками и их устранение.
Без проведенного разбора совершенного восхождения последующие восхождения не должны проводится. Разбор проводится выпускающим, результаты разбора заносятся в личную карточку участника альпмероприятия.
Тема 2.1.35. Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов – 4 часа теоретических занятий (см. Приложение № 2).
Учебный план спортивной подготовки для подготовки к полному выполнению норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
№ п/п
Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
2.2.1. Альпинизм в России, его история и современное состояние 2 - 2
2.2.2. Врачебный контроль и самоконтроль альпиниста 1 - 1
2.2.3. Современные методы и средства тренировки спортсмена-альпиниста 2 - 2
2.2.4. Общая и специальная физическая подготовка альпиниста 2 - 2
2.2.5. Основы геоморфологии 2 - 2
2.2.6. Основы гляциологии 2 - 2
2.2.7. Директивные документы НОК, Федерального Агентства по ФК и С, ФАР 2 - 2
2.2.8. Организация и тактика проведения спасательных работ 2 - 2
2.2.9. Транспортировка пострадавшего подручными средствами - 12 12
2.2.10. Отработка приемов страховки - 12 12
2.2.11. Совершенствование основных приемов техники альпинизма - 60 60
2.2.12. Специальная физическая подготовка - 120 120
2.2.13 Общая физическая подготовка - 140 140
2.2.14 Выполнение контрольных нормативов - 10 10
2.2.15 Сдача зачетов по теоретической части программы 2 - 2
Всего часов: 17 354 371
№ п/п
Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
2.2.16. Новые документы руководящих альпинистских организаций, распоряжения и приказы по КСП района 1 - 1
2.2.17. Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в прошлом сезоне 1 - 1
2.2.18. Организация и тактика спортивных восхождений 1 1 2
2.2.19 Географический обзор района, история его восхождения альпинистами 1 - 1
2.2.20. Обзор лучших восхождений прошлого сезона в России и за рубежом 1 - 1
2.2.21. Транспортировка пострадавшего на различном рельефе подручными средствами и сдача экзамена по теме 1 13 14
2.2.22. Организация страховки и самостраховки. Работа на страховочном стенде - 4 4
2.2.23. Передвижение по скалам в связках и страховка. Сдача экзамена по теме - 14 14
2.2.24. Передвижение по льду в связках и страховка. Сдача экзамена по теме - 12 12
2.2.25. Передвижение по снегу в связках и страховка - 10 10
2.2.26. Совершение восхождения для выполнения норм 2-го спортивного разряда по альпинизму - 42 42
2.2.27. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и восхождений 5 - 5
2.2.28. Проверка знаний по вопросам теории альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП 2 2 4
2.2.29. Сдача зачетов по программе учебно-тренировочного цикла 1 - 1
Всего часов: 14 100 114
Общее количество учебных часов: 485
Программа спортивной подготовки для полного выполнения норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.
Содержание занятий до выезда в горы.
Тема 2.2.1. Альпинизм в России, его история и современное состояние – 2 часа теоретических занятий.
Развитие альпинизма в России. Первые советские восхождения. Организация альпинистских лагерей. Экспедиции. Альпинисты в годы Великой Отечественной войны. Скалолазание. Чемпионаты СССР. Гималайские экспедиции. Советские и российские альпинисты за рубежом
Тема 2.2.2. Врачебный контроль и самоконтроль альпиниста – 1 час теоретических занятий.
Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятии альпинизмом. Показания и противопоказания к занятию альпинизмом. Порядок осуществления врачебного контроля в подготовительный период, перед выездом в горы, в горах. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о спортивной форме, утомлении, перетренировке. Спортивная форма и психические процессы, связанные с занятием альпинизмом. Спортивная форма и гипоксия.
Тема 2.2.3. Современные методы и средства тренировки спортсмена-альпиниста – 2 часа теоретических занятий.
Обзор и ознакомление альпинистов с передовыми работами в области тренировки спортсмена. Значение высокого состояния тренированности (спортивной формы) для успешных проведения восхождений.
Современные методы и средства физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки спортсмена-альпиниста. Значение объема тренировочной работы и ее интенсивности для повышения общей физической подготовленности альпиниста. Роль текущих и итоговых проверок общей физической подготовленности и участия в различных спортивных соревнованиях.
Планирование тренировок по неделям, циклам и на учебный период в целом.
Тема 2.2.4. Общая и специальная подготовка альпиниста – 2 часа теоретических занятий.
Направленность общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности.
Характеристика рекомендуемых средств и упражнений для повышения уровня общей физической подготовленности и развития двигательных качеств альпиниста.
Специальная физическая подготовка и ее место в тренировке силы, чувства равновесия, умения ориентироваться в пространстве и на местности, координации движений, общей и специальной выносливости и других качеств.
Значение общей физической и специальной подготовки в спортивном совершенствовании альпиниста и повышении его спортивного мастерства.
Тема 2.2.5. Основы геоморфологии – 2 часа теоретических занятий.
Процессы горообразования и виды гор. Причины образования и разрушения гор. Виды микрорельефа, формы горного рельефа. Основные горные породы и их характеристики. Опасные зоны.
Тема 2.2.6. Основы гляциологии – 2 часа теоретических занятий.
Ледники и их влияние на горный рельеф. Виды ледников. Зоны на леднике. Характер поверхности ледников. Ледниковые трещины. Морены. Опасности, обусловленные ледником. Формы снежного рельефа, причины их образования. Опасности снежного рельефа. Лавины.
Тема 2.2.7. Директивные документы НОК, Федерального Агентства по ФК и С, ФАР – 2 часа теоретических занятий.
Учебные планы и программы Единой системы обучения в альпинизме. Квалификационные уровни. Положение о круглогодичных мероприятиях. Положение о КСП, спасательном отряде мероприятия, добровольном спасательном отряде. Система спортивных разрядов. Разрядные требования по альпинизму. Другие руководящие материалы.
Тема 2.2.8. Организация и тактика спасательных работ – 2 часа теоретических занятий.
Виды спасательных работ. Организационная схема штатных спасательных операций. Поведение группы в аварийной ситуации. Сигналы бедствия и порядок сообщения о несчастном случае. Тактика спасательных работ, проводимых малой группой. Поисковые работы. Правила взаимодействия с вертолетом.
Тема 2.2.9. Транспортировка пострадавшего подручными средствами – 12 часов практики.
Повторение и практическая отработка тем 2.1.7. и 2.1.8. Практическая отработка транспортировки подручными средствами в зимних условиях.
Тема 2.2.10. Транспортировка пострадавшего подручными средствами – 12 часов практики.
Повторение темы 2.1.12. Отработка организации пунктов страховки и самостраховки. Отработка четкости при работе с веревкой.
Тема 2.2.11. Совершенствование основных приемов техники альпинизма – 60 часов практики.
Совершенствование техники передвижения по скалам различной трудности и страховочных действий. Совершенствование техники индивидуального лазания с верхней страховкой и согласованного лазания в связках с организацией взаимной страховки разнообразными средствами и приемами.
Совершенствование техники передвижения по снежным и фирновым склонам с различным состоянием снега и фирна. Совершенствование приемов страховки и самостраховки.
Совершенствование техники передвижения и страховки на ледовых склонах. Передвижение в связках
Тема 2.2.12. Специальная физическая подготовка – 120 часов практики.
Систематическое круглогодичное занятие специальными физическими упражнениями. Скалолазание, гимнастика, бег, слалом и лыжные гонки. Участие в соревнованиях. Участие в туристических походах.
Тема 2.2.13. Общая физическая подготовка 140 часов практики.
Продолжение работы по повышению общего физического развития. Регулярные тренировки 2-3 раза в неделю по специальному плану, составленному тренером. Общефизические упражнения. Участие в различных соревнованиях
Тема 2.2.14. Выполнение контрольных нормативов – 10 часов практики.
Участие в конкурсах, соревнованиях секции. Сдача контрольных нормативов по ОФП (см. Приложение № 2).
Тема 2.2.15. Сдача зачетов по теоретической части программы – 2 часа теоретических занятий.
Перед выездом в горы альпинист должен усвоить структуру организации занятий альпинизмом в России, историю развития альпинизма, знать о лучших восхождениях, совершенных российскими альпинистами за последние годы. Он должен иметь знания о причинах и способах горообразования и об опасностях, связанных с естественным разрушением гор, о ледниковом покрове гор и об опасностях, связанными с ледниками. Должен знать о способах оказания помощи пострадавшему и о методах его транспортировки. Должен знать правила обеспечения безопасности на скальном, дедовом и снежном рельефе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 662 просмотра