Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал... (В. С. Высоцкий)
Электронная версия проекта "Программы подготовки альпинистов" - часть 1
От Хурсандова А.А.: отв. секретарь ФАР Кузнецова Е.В. по моей просьбе В ЧАСТНОМ ПОРЯДКЕ любезно прислала мне электронную версию ПРОЕКТА «Программы подготовки альпинистов» для инструкторов альпинизма, по к-рой должно проходить поэтапное обучение альпинистов. Публикую ее здесь в помощь нашим инструкторам, а также для желающих определить соответствие своего фактического квалификационного уровня требуемому по Пр-ме. Конечно, надо учесть современные реалии и методики.
Ввиду ограничений по размерам публикую в 3-х частях.
ЧАСТЬ 1-Я
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ
Утверждены Правлением ФАР
(протокол № от мая 2007 г.)
Москва, 2007 г.
Правление Федерации альпинизма России отмечает, что за основу учебной программы для подготовки альпинистов различной квалификации взята Единая классическая система обучения альпинистов, составленная учебно-методической комиссией Федерацией альпинизма СССР под руководством заслуженного тренера РСФСР И.Б. Кудинова.
В подготовке данной программы принимали участие известные тренеры и мастера спорта И.А. Мартынов, П.П. Захаров, А.И. Мартынов, Ю.И. Порохня.
Выполнение настоящей программы обязательно для всех альпинистских мероприятий (спортивных секций, коллективов физкультуры, спортивных и альпинистских клубов, альпинистских учебно-спортивных баз, передвижных временных лагерей, сборов по подготовке к участию в соревнованиях, круглогодичных мероприятиях), начиная с 2007 г.
Введение.
Целью настоящей программы является:
• интенсификация и повышение качества учебного процесса;
• перенесение части учебного материала (теоретического и практического) на занятия подготовительного периода;
• предоставление права руководителям альпинистских мероприятий изменять сроки и объем учебного материала в соответствии с фактическими знаниями и умением альпинистов;
• приведение программы в соответствии с современными техническими требованиями, правилами проведения альпмероприятий и разрядными требованиями.
Выполнение приведенных ниже учебных планов и программ является обязательным для всех альпинистских мероприятий.
Квалификационные уровни как критерии подготовленности.
Важнейшим принципом, которым руководствовались авторы при составлении программы, является переход от объема выполненной учебно-тренировочной работы (в рамках этапа обучения) к критерию качества подготовки, определенной категории трудности, что, по существу, и определяет истинную квалификацию альпиниста. Поэтому процесс воспитания и обучения альпиниста следует рассматривать как отдельные уровни квалификации, характеризующиеся комплексной и законченной подготовленностью к преодолению определенных трудностей и сложностей соответствующих восхождений. Каждая ступень обучения характеризуется обязательным объемом знаний и умений, как определяемых самим восхождением, так и имеющих прикладной характер. Эти ступени обучения различаются, прежде всего, задачами обучения или совершенствования, обеспечивающими достижение уровней квалификации с указанными в прилагаемых таблицах знаниями и умениями. В настоящее время ступени обучения могут быть увязаны с выполнением определенных разрядных требований.
Квалификационные уровни определяются разрядными требованиями в альпинизме и подразделяются на:
• начальную подготовку (выполнение требований для получения значка «Альпинист России» и выполнения норм 3-го спортивного разряда по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 3-ей категории сложности;
• спортивную подготовку (выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 4-й категории сложности;
• спортивное совершенствование (выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 5А категории сложности;
• спортивное мастерство (выполнения норм КМС и МС по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 5Б и 6-й категорий сложности.
Программа подготовки альпинистов и требования
Начальная подготовка (выполнение норм на значок «Альпинист России»)
Совершаемые восхождения: 1Б категории сложности (с инструктором)
Знать Уметь
• особенности альпинизма как вида спорта;
• особенности и опасности горной природы и рельефа гор;
• основные правила обеспечения безопасности в горах, правила поведения человека в горах;
• признаки погоды;
• основы ориентирования в горах;
• правила оказания доврачебной помощи во время походов в горах;
• табельное снаряжение альпиниста, применение и уход за ним. • оценить трудности и опасности маршрута на горном рельефе 1 категории сложности;
• передвигаться по осыпям и травянистым склонам;
• передвигаться по скалам 1 - 3 категорий сложности с верхней страховкой, по перилам с перестежкой, в связке;
• передвигаться по снежным склонам, вытаптывать ступени, задержаться при проскальзывании;
• организовать бивуак на травянистом склоне, на морене, на осыпи;
• передвигаться в кошках по льду, вырубать ступени, производить самозадержание при срывах;
• передвигаться по закрытому леднику в связках;
• переправиться по налаженной инструкторским составом переправе через горную реку;
• переносить легкопострадавшего при помощи простейших средств.
Начальная подготовка (выполнение норм 3 спортивного разряда по альпинизму)
Совершаемые восхождения: 1Б, 2А, 2А и 2Б – все восхождения с инструктором
Знать Уметь
• меры безопасности при выполнении приемов альпинистской техники;
• основы ориентирования в горах, правила оформления маршрутной документации, схемы по системе UIAA;
• правила оказания доврачебной медицинской помощи;
• правила организации и проведения учебно-тренировочных восхождений 1 – 2 категорий сложности;
• формы горного рельефа, природу их образования;
• тактику восхождения в общих чертах;
• меры по охране окружающей среды в горах.
• уверенно и надежно передвигаться по скальному рельефу 1 – 2 категорий сложности в связках и первым в связке на отдельных участках 3 категории сложности;
• уверенно и четко организовать самостраховку, используя выступы и забитые крючья;
• налаживать перила и четко их использовать для передвижения;
• организовать комбинированную страховку, выполнять приемы страховки на страховочном стенде или на специально оборудованном пункте страховки,
• передвигаться по крутым снежным склонам, организуя страховку и самостраховку;
• проводить самозадержание и задержание партнера при срывах на снегу и льду, обеспечивать безопасность личную и партнеров, находящихся во взаимодействии;
• передвигаться в кошках по различному ледовому рельефу с организацией страховки;
• передвигаться по закрытому леднику, применять приемы подъема в случае падения в ледниковую трещину;
• определять характер травмы и организовывать простейшую транспортировку пострадавшего.
Спортивная подготовка (начальный этап)
Совершаемые восхождения: 2А, 2Б, 3А, 3А, 3Б – все восхождения с инструктором
Знать Уметь
• правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;
• альпинистскую характеристику данного района;
• правила проведения радиообмена и сигнализации;
• меры по охране окружающей среды в горах;
• краткую историю развития альпинизма и его современное состояние;
• правила организации и проведения восхождений отделениями разрядников, основы тактической подготовки, правила составления тактических планов, порядок оформления маршрутной документации;
• основы динамической страховки. • уверенно и четко работать в связке на скальном рельефе 3 категории сложности;
• преодолевать первым в связке отдельные участки скального рельефа 4 категории сложности;
• организовывать взаимодействие связок;
• организовывать страховочную цепь, место страховки, забивать крючья;
• организовывать место для спуска или подъема пострадавшего, применять приемы транспортировки на сложном скальном рельефе;
• проводить приемы задержания сорвавшегося на страховочном стенде или на специально оборудованном пункте страховки,
• преодолевать различные снежные склоны в связке, организовывать страховку, производить самозадержание при срыве;
• преодолевать различные формы ледового рельефа в связке, применяя современное снаряжение, организовывать страховку, работать в связке;
• организовывать различные виды спуска по веревке;
• организовывать систему подъема из ледниковой трещины, применять приемы подъема пострадавшего из трещин.
Спортивная подготовка (выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму)
Совершаемые восхождения: 2Б, 3А, 3Б и 3Б(зачётное) – все восхождения под контролем инструктора
Знать Уметь
• основы организации и тактики проведения восхождений, составления тактических планов, правила решения тактических задач;
• правила соревнований, классификацию маршрутов, организацию и проведение восхождений;
• анализ происшествий в горах;
• причины возникновения лавинной опасности в горах;
• организацию поиска в лавинах;
• меры безопасности на всех видах горного рельефа;
• права и обязанности руководителя спортивной группы;
• обзор лучших восхождений в РФ и за рубежом за прошедший сезон;
• предотвращение возникновения и преодоления аварийных ситуаций.
• применять меры безопасности на всех видах горного рельефа;
• выбирать и оценивать маршрут;
• работать в связке первым на различном горном рельефе;
• преодолевать отдельные участки сложного ледового рельефа, применяя современное снаряжение;
• передвигаться по сложному снежному рельефу в связках, организовывать страховку и задержание при срыве;
• вести поиск в лавинах, организовывать транспортировку пострадавшего на ледово-снежном рельефе;
• вязать носилки-волокуши из подручных средств;
• организовывать приемы задержания сорвавшегося, фиксацию веревки после срыва, подход к пострадавшему в одиночку;
• использовать ИТО и приемы работы с двойной веревкой на сложном скальном рельефе;
• организовывать и проводить спуски по веревке с пересадками;
• разрабатывать и отстаивать тактические планы восхождений, составлять схемы маршрутов по символике UIAA;
• оказывать доврачебную помощь пострадавшему, организовывать и проводить транспортировку пострадавшего на сложном скальном рельефе при помощи подручных средств силами малой группы;
• анализировать ожидаемые и возникающие источники объективной и субъективной опасности;
• обеспечивать безопасность личную и партнеров, находящихся во взаимодействии.
Спортивное совершенствование (выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму)
Совершаемые восхождения: муж.: 5А – 2; 4Бд – 1; 4Ад – 1. жен.: 5А – 2.
Знать Уметь
• правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;
• принципы формирования спортивной группы и ее деятельности;
• права и обязанности руководителя спортивной группы;
• порядок подготовки группы к восхождению: психологический, физический, технический, тактический аспекты;
• порядок оформления маршрутных документов, составление тактических планов;
• особенности тактики восхождений: стенных, траверсов, технических, высотных, зимних;
• порядок анализа происшествий в горах;
• организацию спасательных работ силами малой группы;
• специальное снаряжение для осуществления спортивных восхождений;
• порядок анализа работы спортивной группы;
• параметры, контролируемые на этапах восхождения;
• принципы организации безопасной деятельности в горах. • самостоятельно принимать решения;
• анализировать работу свою и товарищей;
• руководить группой на спортивном восхождении;
• совершать восхождения в двойке;
• работать первым на маршрутах восхождений 4-5 категорий сложности;
• использовать современное снаряжение для страховки и преодоления сложнейшего рельефа – участки 4-5 категорий сложности;
• оказывать первую доврачебную помощь;
• организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группы;
• организовывать и проводить сеансы связи во время спортивных восхождений;
• сдать зачеты по технике альпинизма и страховке перед выходом на первое восхождение 5А категории сложности;
• обеспечивать безопасность личную и групповую.
Спортивное мастерство
Совершаемые восхождения: по нормам КМС и МС РФ по альпинизму
Знать Уметь
• правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;
• анализ происшествий в горах;
• альпинистский обзор района восхождений, особенности тактики восхождений в районе, составления тактических планов восхождений;
• принципы организации спортивных команд для участия в соревнованиях по альпинизму;
• основы психологии безопасной альпинистской деятельности;
• принципы обеспечения безопасности в альпинизме;
• правила составления отчета о совершенных восхождениях в рамках соревнований;
• состояние физкультуры и спорта в РФ и место альпинизма в структуре спорта;
• обзор лучших восхождений в РФ и за рубежом, особенности тактических приемов, применяемых во время этих восхождений;
• способы разрешения типовых опасных и аварийных ситуаций, опасные участки маршрута;
• об опасностях перехода от сложного рельефа к простому и от одних форм рельефа к другим.
• работать в спортивной группе и команде в любой роли;
• обеспечивать безопасность личную и командную в любых условиях восхождения;
• прогнозировать условия работы на маршруте и принимать решения;
• применять на практике комплекс тактических приемов для обеспечения восхождения;
• критически оценивать работу свою и команды, своевременно ее корректировать;
• организовывать все необходимые виды страховки на сложнейших маршрутах восхождений;
• организовывать работу связок и оказывать помощь напарнику в случае его срыва;
• организовывать и проводить работу спасательного отряда или транспортировку пострадавшего силами малой группы;
• осуществлять транспортировку пострадавшего в одиночку подручными средствами;
• закончить специализированный сбор и получить жетон «Спасение в горах»;
• совершать восхождения 5Б категории сложности для выполнения норм КМС по альпинизму;
• принимать участие в соревнованиях по альпинизму.
Организация и планирование учебно-тренировочных занятий.
Организация занятий.
Подготовка альпинистов до выезда в горы проводится в коллективах физкультуры, клубах, секциях и Федерациях альпинизма.
К занятиям альпинизмом допускаются мужчины и женщины не моложе 14 лет, допущенные врачом. Участники от 14 до 16 лет допускаются к восхождению под руководством инструктора, проводившего с ними предсезонную физическую и специальную физическую подготовку и при наличии письменного согласия родителей.
Занятия альпинизмом проводятся круглогодично и, как правило, подразделяются на подготовительный период (до выезда в горы) и основной период (непосредственно в горах). Для последовательного и планомерного обучения прием в секцию новичков производится в начале подготовительного периода, т.е. осенью.
В секциях, расположенных близко к горам, занятия проводятся в течение всего года. Содержание занятий в таких секциях определяется условиями близлежащих высокогорных районов, они проводятся в соответствии с данной программой.
Распределение занимающихся по учебным группам в секции устанавливается в соответствии с общим количеством занимающихся, их спортивной подготовленностью и имеющейся материальной базой. Спортивная подготовленность определяется квалификационным уровнем альпиниста. Количество занимающихся, приходящееся на одного тренера, не должно превышать 10-12 человек. Тренерский состав желательно подбирать таким образом, чтобы тренер (инструктор-методист) проводил постоянно работу с одной группой в подготовительный и основной период непосредственно в горах.
Особое внимание следует уделять вопросам безопасности и воспитательной работы с занимающимися.
Планирование занятий.
Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов.
В средней полосе России он длится 10-11 месяцев в зависимости от местных климатических условий. В ходе первого этапа (сентябрь – ноябрь) основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в соревнованиях по другим видам спорта (скалолазание, спортивное ориентирование на местности, кроссы и т.д.), участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности.
Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях по другим, в основном – по зимним, видам спорта.
В горных районах следует по возможности продолжать тренировку по скалолазанию, организации страховки, хождению по различным видам горного рельефа, совершать учебно-тренировочные походы и восхождения.
Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств, совершенствование навыков, помогающих овладению техникой альпинизма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в скалолазании, участие в туристических походах и соревнованиях по спортивному ориентированию и т.д.
Вся учебно-тренировочная работа на альпинистских базах, во время учебно-тренировочных сборов и при проведении других альпинистских мероприятий в течение основного периода подготовки проводятся в соответствии с календарными планами, которые должны учитывать непосредственные условия, обстановку высокогорного района и подготовленности альпинистов. Календарные планы утверждаются на местах руководителями альпинистских мероприятий. Основой для составления календарного плана должен служить учебный план «Единой системы обучения в альпинизме» для каждого контингента занимающихся, с учетом их квалификационного уровня. Общее руководство и контроль за выполнение календарного плана осуществляется заместителем начальника альпинистского мероприятия по учебно-спортивной работе. Выход группы на учебно-тренировочные, учебные и спортивные восхождения разрешается выпускающим тренером в соответствии с «Правилами соревнований и совершения восхождений».
Результаты учебно-тренировочной работы во время подготовительного периода заносятся ответственным в секции за подготовку (тренером, инструктором, преподавателем по альпинизму) в «зачетную карточку» и заверяются организацией, осуществляющей подготовку альпиниста.
Правом участия в альпинистском мероприятии (получения путевок в альпинистский лагерь, включением в состав участников сбора и т.п.) пользуются спортсмены, активно участвующие в работе секции, участвующие в отборочных соревнованиях и успешно освоившие программу соответствующего квалификационного уровня.
Распределение часовой нагрузки в подготовительный период должно соответствовать нормам, принятым во всех видах спорта:
1. Начальная подготовка: 6 часов в неделю в 1-ый год, 9 часов в неделю во 2-ой год.
2. Спортивная подготовка: 12-18 часов в неделю.
3. Спортивное совершенствование: 24-28 часов в неделю.
4. Спортивное мастерство: 32 часа в неделю.
В противном случае невозможно говорить о возрастании подготовленности: занятия 2-3 раза в неделю на этапах СС и СМ позволяют лишь поддерживать набранный уровень, но не дают роста.
Основы дифференцированного обучения.
Каждый приезда в горы для альпиниста начинается с собеседования, сдачи нормативов по физической подготовленности и зачетов по технике альпинизма. На этих зачетах альпинист должен показать свою всестороннюю подготовленность, и по их результатам определяется квалификационный уровень спортсмена. Индивидуальный квалификационный уровень учитывается при формировании подразделений (отделения или спортивной группы).
Тренерский совет альпинистского мероприятия имеет право корректировать и изменять настоящую программу для отдельных альпинистов или групп в зависимости от их квалификационного уровня. За счет интенсификации учебно-тренировочных занятий, в зависимости от индивидуальной подготовленности альпиниста, тренерский совет мероприятия имеет право разрешать отдельным альпинистам или группе совершать дополнительные восхождения в соответствии с их квалификационным уровнем.
Например: при начальной подготовке альпинистам, имеющим разряд по скалолазанию и обнаружившим хорошую подготовку по скальной технике, тренерский совет может сократить на несколько часов занятия по теме «Передвижение по скалам».
Любые изменения в программе должны быть обоснованы, оформлены соответствующими протоколами, решением тренерского совета и распоряжение по альпинистскому мероприятию.
Например: командир отделения считает возможным сократить на несколько часов занятия по скальной технике для своего отделения. В протоколе сдачи зачета по этой теме должны стоять отличные оценки, и командир отделения должен сделать представление командиру отряда, который, в свою очередь, должен доложить свои соображения по этому поводу тренерскому совету. Тренерский совет принимает решение, и на основании протокола тренерского совета старший тренер мероприятия (начальник учебной части) в своем распоряжении отражает решение тренерского совета и составляет новую, сокращенную программу, по которой должна работать данная группа.
Пояснения к вышесказанному:
1. Во время тренировочного цикла можно совершить (в конце его) тренировочное восхождение.
2. Восхождение наиболее подготовленных начинающих альпинистов может совершаться не ранее, чем на 7-8 день пребывания новичка в горах.
3. Дополнительные восхождения новичков на маршруты 1-й и 2-й категорий сложности могут совершаться под руководством инструктора со стажером (10 участников), причем на вершину 1 категории сложности совершаются массовые учебные восхождения, т.е. всеми участниками отряда, допущенными к дополнительному восхождению. На вершину категории 2А восхождения совершаются одним отделением с инструктором, в помощь которому могут быть выделены стажер или командир отряда – в качестве сопровождающего. Если отделения имеют неполный состав, то количество участников в двух отделениях, совершающих дополнительное восхождение, не должно превышать 12 человек.
4. В одном отряде могут быть учебные отделения различного уровня подготовленности, т.к. их тренировочный цикл практически совпадает, а на восхождения они могут идти отдельно, по отделениям. При этом учебно-календарный план составляется отдельно на каждую группу определенного квалификационного уровня.
5. Не рекомендуется выполнять нормы 2 разряда с 3-го за один год. За 1 смену не происходит усвоение умений, полученных на восхождениях. Реально люди не подготовлены к дальнейшему росту, и аварийность в таких ускоренных группах возрастает.
Требования и нормы подготовки альпинистов.
1.1. Начальная подготовка.
Возраст участников – не моложе 14 лет.
Начальная подготовка подразделяется на два этапа:
• выполнение норм на значок «Альпинист России;
• выполнение норм 3-го спортивного разряда по альпинизму.
Первый этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к желающим заниматься по этой программе:
1. Пройти общефизическую и специальную подготовку до выезда в горы и сдать контрольные нормативы по физической подготовке.
2. Иметь рекомендацию тренера (инструктора, преподавателя) по альпинизму, проводившего предварительную подготовку, и врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.
3. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность и пройти полный курс учебно-тренировочных занятий по теоретическому и практическому разделам начальной подготовки.
4. Осуществить перевальный поход через перевалы 1а и 1б – категорий сложности и совершить восхождение на вершину 1-й категории сложности.
№ п/п
Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
1.1.1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации 2 - 2
1.1.2. Краткая характеристика альпинизма и требования к альпинистской подготовке 2 - 2
1.1.3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических нагрузок на организм спортсмена 2 - 2
1.1.4. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена 1 - 1
1.1.5. Оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах и заболеваниях 1 1 2
1.1.6. Начальные сведения об основах техники альпинизма 2 - 2
1.1.7. Изучение средств и приемов страховки, применяемых в альпинизме 2 8 10
1.1.8. Освоение основных приемов техники передвижения по скалам 3 27 30
1.1.9. Организация и режим походов, передвижение по травянистым склонам, переправы через горные реки, устройство бивуаков 4 28 32
1.1.10. Общая физическая подготовка - 160 160
1.1.11. Специальная физическая подготовка - 40 40
1.1.12. Зачеты и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке 1 10 11
Всего часов: 18 276 294
Задачи альпинистского мероприятия:
• путем непосредственного знакомства с обстановкой высокогорья дать начинающему альпинисту представление о реальных условиях занятий альпинизмом, о характере преодолеваемых препятствий и способах их преодоления, о требованиях к поведению человека в этих условиях;
• помочь начинающему альпинисту сознательно оценить свои способности и возможности и самому решить вопрос о целесообразности продолжения занятия альпинизмом.
Учебный план для начальной подготовки для сдачи норм на получение значка «Альпинист России» (1-й год обучения).
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
№ п/п
Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего
1 2 3 4 5
1.1.13. Приезд, размещение, оформление документов
Особенности альпинизма как вида спорта
Табельное снаряжение и экипировка
1
1
-
1
1
2
1.1.14. Формы горного рельефа
Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме
Сдача физнормативов
Способы и приемы страховки 1
1
-
- -
-
2
3 1
1
2
3
1.1.15. Медицинский осмотр
Организация и назначение спасательной службы в горах
Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка
Передвижение по скалам и страховка -
1
2
- -
1
5 -
1
3
5
1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист РФ»
Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям.
Переправа через горные реки
Организация бивуака 2
-
-
- -
3
3
2 2
3
3
2
1.1.17. Географический обзор района
Передвижение по льду и страховка
Передвижение по снегу и страховка 1
-
- -
5
3 1
5
3
1.1.18. Охрана окружающей среды
Передвижение по скалам и страховка
Способы и приемы страховки 1
-
- -
3
2 1
3
2
1.1.19. Собеседование по программе подготовки альпинистов
Передвижение по льду и страховка
Передвижение по снегу и страховка 1
-
- -
4
3 1
4
3
1.1.20. Совершить перевальный поход через перевалы 1А и 1Б категории сложности
Разбор учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону
Подготовка к выходу в высокогорную зону для восхождения на вершину 1Б категории сложности
1
- 10
4
4 10
5
4
1.1.21. Восхождение на вершину категории 1Б категории сложности
Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) -
8
4
- 8
4
1.1.22. Сдача снаряжения
Вручение значка «Альпинист РФ»
Отъезд участников
Всего часов: 13 70 83
Общее количество учебных часов: 377
Программа начальной подготовки альпинистов для выполнения норм на значок «Альпинист России» (1-й год обучения).
Содержание занятий до выезда в горы.
Тема 1.1.1. Физическая культура и спорт в РФ – 2 часа теоретических занятий.
Физическая культура – составная часть общей культуры, одно из важных средств гуманистического воспитания, укрепления здоровья и всестороннего гармонического развития гражданина Российской Федерации, формирования его морального и духовного облика, сохранения на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности.
Организационная структура российского физкультурного движения. Национальный Олимпийский Комитет (НОК) и Федеральное агентство по физической культуре и спорту при Правительстве Российской Федерации – орган государственного руководства.
Коллектив физической культуры – основное звено самодеятельного физкультурного движения. Задачи и содержание его работы.
Спорт в РФ и его общественно-политическое и государственное значение. Достижения российских спортсменов на международных соревнованиях.
Тема 1.1.2. Краткая характеристика альпинизма и требования к альпинистской подготовке – 2 часа теоретических занятий.
Определение альпинизма и его сущность. Виды естественных препятствий, встречающихся в горах. Характеристика горного рельефа. Принцип классификации маршрутов по степени сложности преодоления препятствий. Особенности высокогорного климата и влияние его на организм человека. Особенности походов и восхождений в горах.
Нормативы и требования, предъявляемые к занимающимся: прохождение медицинского контроля, общефизическая и специальная подготовка, подготовка к сдаче нормативов на получение значка «Альпинист России». Краткая характеристика районов подготовки начинающих альпинистов.
Тема 1.1.3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических нагрузок на организм спортсмена – 2 часа теоретических занятий.
Строение и функции организма человека (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий кроссами, лыжными гонками, альпинизмом. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (почки, легкие, кожа). Нервная система: центральная и периферийная. Акклиматизация и горная болезнь.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность, на совершенствование двигательных навыков и качеств человека (быстроту, силу, ловкость, выносливость). Совершенствование координации движений и точности их выполнения под влиянием систематических занятий спортом. Влияние физических упражнений на обмен веществ.
Тема 1.1.4. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена – 1 час теоретических занятий.
Тема 1.1.5. Оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах и заболеваниях – 1 час теоретических занятий.
Оказание первой доврачебной медицинской помощи при наминах и потертостях ног, ссадинах, ожогах и обморожениях, ушибах и поверхностных ранениях. Обработка раны с применением лекарственных и перевязочных средств. Наложение первичной повязки.
Оказание первой доврачебной медицинской помощи при растяжении связок, вывихах, укусах ядовитых насекомых и змей, извлечение заноз и соринок из глаз. Наложение повязки на поврежденный сустав при растяжении связок.
Оказание первой доврачебной медицинской помощи при простудных заболеваниях, при расстройствах кишечника, при обмороке, солнечном или тепловом ударе, при носовых кровотечениях, при головных или мышечных болях, при утомлении, при снежной слепоте или горной болезни. Простейшие приемы применения искусственного дыхания и случаи их применения.
Необходимость, срочность и средства транспортировки. Подготовка и положение пострадавшего при транспортировке.
Тема 1.1.6. Начальные сведения об основах техники альпинизма – 2 часа теоретических занятий.
Основные понятия о технике способов передвижения в горах и тактических особенностях альпинизма. Роль техники в совершенствовании спортивного мастерства альпинистов.
Виды передвижения в альпинизме (в высокогорной зоне). Передвижение естественное (свободное) и передвижение с использованием искусственных точек опоры. Способы передвижения, применяемые альпинистами на различных формах горного рельефа: ходьба, лазание, их краткая характеристика.
Средства, используемые альпинистами для организации страховки. Общая схема одновременного и попеременного движения альпинистов в связках на различных формах горного рельефа. Обязанности ведущего и замыкающего в связке. Выбор посильного и безопасного пути и умение ориентироваться на отдельных участках и на маршруте в целом – основные факторы, определяющие мастерство альпиниста.
Оценка безопасности маршрута. Камнеопасность. Схема передвижения связки. Альпинистская техника при передвижении по ледникам и ледовым склонам. Работа в кошках. Рубка ступеней. Меры безопасности. Приемы техники альпинизма на снежном рельефе. Приемы техники альпинизма на снежном рельефе. Ледоруб как средство страховки и самостраховки на снегу. Лавиноопасность снежных склонов. Выбор пути и тактика преодоления снежных склонов.
Переправа через горные реки. Переправа над водой, переправа вброд, применение мер безопасности на переправах.
Тема 1.1.7. Изучение средств и приемов страховки, применяемых в альпинизме – 2 часа теоретических занятий и 8 часов практики.
Средства страховки: ледоруб, веревка, крючья, карабин, страховочные петли, закладные элементы, индивидуальная страховочная система (страховочный пояс).
Приемы обращения с веревкой, сматывание веревки (маркировка веревки). Узлы связывания веревок (прямой, брамшкотовый); для привязывания (булинь, узел проводника); специальные узлы (схватывающий петлей и одним концом репшнура, стремечко). Назначение и использование универсальной страховочной системы и карабинов. Приемы самостраховки в движении. Приемы страховки партнера. Протравливание веревки при рывке. Составление связок. Приемы присоединения к веревке. Укорачивание веревки. Одновременное и попеременное движение связки. Взаимная страховка.
Тема 1.1.8. Освоение основных приемов техники передвижения по скалам – 3 часа теоретических занятий и 27 часов практики.
Основные правила скалолазания. Передвижение по скалам на ногах (ходьба) без опоры: постановка ноги на всю ступню, на носок, на внутренний или наружный рант обуви. Передвижение лазанием в разных направлениях. Приемы, используемые при лазании: на распорах, на упорах, на захватах, на трении. Приемы организации самостраховки в движении по скалам. Страховка партнера. Плавность передвижения и экономичность движений. Зависимость приемов от рельефа. Подъем, траверсы и спуски с применением веревки. Использование перил.
Тема 1.1.9. Организация и режим походов, передвижение по травянистым склонам, переправам через горные реки, бивуаки – 4 часа теоретических занятий и 28 часов практики.
Организация похода: формирование подразделений, оформление документов, подведение итогов. Режим движения и питания, дисциплина в походе. Техника передвижения по тропам, травянистым склонам, организация переправ. Ориентирование в походе. Организация бивуаков. Особенности зимних походов.
Тема 1.1.10. Общая физическая подготовка – 160 часов практики.
В тренировке альпиниста общая физическая подготовка занимает особое место и направлена на гармоническое развитие всего организма и улучшение здоровья занимающихся. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения, направленные на развитие и совершенствование силы, ловкости, реакции, выносливости – основных качеств и общей координации движений альпинистов.
Начальная подготовка предусматривает две тренировки в неделю продолжительностью по 2 часа. В план тренировок необходимо включить общефизические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, занятия легкой атлетикой, лыжными гонками, плаванием, а также – кроссы, спортивные и подвижные игры.
Тема 1.1.11. Специальная физическая подготовка – 40 часов практики.
Специальная физическая подготовка в альпинизме имеет особое значение в силу специфики альпинизма как вида спорта. Альпинист находится в горах 1 месяц в году. Для того чтобы подготовиться к этому периоду наилучшим образом, достичь максимума спортивной формы, необходима планомерная специальная подготовка в течение всего года. В план подготовки необходимо включить специальные упражнения с целью развития необходимых альпинистам физических качеств: выносливости, ловкости, быстроты реакции, силы, координации движений, прыгучести, способности быстро ориентироваться. Необходимо поощрять активное участие секции во всех спортивных мероприятиях и, особенно, в массовых соревнованиях коллективов физкультуры.
Тема 1.1.12. Зачеты и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке – 1 час теоретических занятий и 10 часов практики.
Итоговые зачеты и проверка общей физической подготовки занимающихся проводится незадолго до выезда в горы. Зачеты следует проводить, объединив темы по группам. Зачеты по ОФП проводятся в форме проведения соревнований (нормативы для сдачи зачетов по ОФП см. в Приложении № 2). К зачетам оп ОФП относятся конкурсные соревнования по альпинистскому двоеборью, скалолазанию, лыжным гонкам, кроссам, а также – сдача норм каких? Проверка специальной подготовленности осуществляется либо в процессе проведения занятий, либо при сдаче зачета. Проверка умений и навыков походной жизни осуществляется в туристических походах.
Содержание занятий в горах.
Тема 1.1.13. Особенности альпинизма как вида спорта – 1 час теоретических занятий.
Место альпинизма в российской системе физического воспитания и его особенности. Специфика проведения соревнований в альпинизме. Характеристика обстановки и условий, в которой протекает деятельность альпиниста. Альпинизм как коллективный вид спорта. Физиологические, морально-этические, воспитательные и социальные аспекты альпинизма. Характер физических и психологических нагрузок. Прикладное значение альпинизма: хозяйственное, научное, военное. Обеспечение безопасности в альпинизме. Скалолазание и ледолазание – эффективные способы подготовки альпиниста.
Табельное снаряжение и экипировка альпиниста – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Классификация снаряжения: личное и групповое, табельное и специальное. Основные требования, предъявляемые к снаряжению и экипировке, применяемым в альпинизме. Перечень табельного снаряжения для начинающих альпинистов, выдаваемого им на время пребывания в горах, его характеристики.
Назначение группового табельного снаряжения и его характеристика. Личная экипировка альпиниста. Правила использования, повседневного ухода, сбережения и транспортировки снаряжения. Подготовка его к проведению занятий.
Тема 1.1.14. Формы горного рельефа. Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме – 2 часа теоретических занятий.
Образование горного рельефа. Формы гор: складчатые и сбросовые. Зависимость формы гор от их возраста. Породы, слагающие горы. Макро – и микрорельеф. Разрушение горных пород. Камнепадоопасность. Действия движущихся ледников. Отложение и накопление осадочных пород. Крупные формы горного рельефа и их элементы. Ледники и их виды. Области питания и таяния. «Закрытые» и «открытые» ледники. Причины образования трещин и распознавание их на закрытом леднике. Снежные мосты на леднике. Снежно-фирновый рельеф. Лавины и их последствия. Горные реки и сели. Климатогеографические и орографические особенности высокогорья как источник опасных ситуаций. Недостаточная всесторонняя подготовка и неправильное поведение альпиниста – основной источник опасности. Меры безопасности. Профилактические меры.
Сдача физнормативов – 1 час практических занятий.
Проверка общефизической подготовленности проводится на 2-й день пребывания начинающих альпинистов в горах.
Для приема физических нормативов по ОФП распоряжением по альпинистскому мероприятию назначается комиссия. Нормативы по ОФП см. в Приложении № 6.
Способы и приемы страховки – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.
Повторение и практическая отработка темы 1.1.7. Средства страховки, самостраховки, страховки партнера. Физические основы компенсации динамического рывка. Объекты трения. Способы и формы страховки. Организация страховочной точки (станции). Принцип движения связок. Понятие динамической и статической страховки.
Тема 1.1.15. Организация и назначение спасательной службы в горах – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Назначение и задачи контрольно-спасательной службы в горах. Организация работы МЧС района и спасательного отряда альпинистского мероприятия заключается в профилактике и контроле за безопасностью проведения альпинистских мероприятий; в организации и проведении спасательных и поисковых работ; в расследовании несчастных случаев в альпинистских мероприятиях; в подготовке кадров спасательной службы; в контроле за охраной окружающей среды.
Порядок выпуска альпинистов в высокогорную зону. Определение контрольных сроков. Порядок выхода спасательного отряда в высокогорную зону.
Сигналы бедствия в горах. Правила подачи сигналов бедствия и ответов на них. Общепринятые сигналы и время связи в районе. Обязанности альпиниста, принявшего сигнал бедствия.
Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка – 2 часа теоретических занятий и 1 час практики.
Передвижение по скалам и страховка – 5 часов практики.
Отработка приемов лазания в разных направлениях по скалам различного рельефа с верхней страховкой. Приемы страховки и самостраховки через выступы, крючья, петли и т.д. Организация массовой страховки – «перил» – при передвижении по скалам средней сложности. Приемы и средства страховки и самостраховки при передвижении по закрепленной веревке. Приемы передвижения по «перилам»: подъемы, траверсы, спуски. Самостраховка в местах перехода с одних перил на другие. Демонстрация работы связки из двух человек на скальном рельефе (выполняют инструкторы или стажеры). Приемы лазания, взаимная страховка, работа с крючьями, петлями, смена направляющего в связке, организация и проведение спуска по закрепленной веревке (дюльферу), спортивный спуск, продергивание веревки после окончания спуска. Работа с веревкой во время движения связки. Выбор места для самостраховки и страховки. Команды. Темп. Взаимопомощь во время движения. Передвижение связок по простым скалам, отдельным камням. Одновременное и попеременное движение. Взаимодействие связок. Организация работы связок на спуске, движение последнего, страховка для него.
Тема 1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист России» – 2 часа теоретических занятий.
Знакомство с маршрутом похода и восхождения, тактический план выхода. Подбор и подготовка снаряжения и питания. Распределение груза. Порядок оформления выхода в высокогорную зону. Медицинский осмотр. Распределение обязанностей. Режим движения колонны. Поведение и дисциплина в походе и на стоянках. Правила безопасности при передвижении в высокогорной зоне.
Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям – 3 часа практики.
Организация и режим движения на подходах. Меры безопасности на тропах, травянистых склонах и осыпях. Самостраховка и самозадержание. Техника движения. Тема отрабатывается при подходах к местам занятий.
Переправа через горные реки – 3 часа практики.
Особенности и опасности горных рек. Главные критерии выбора места, способа и времени переправы. Обеспечение безопасности при массовой и индивидуальной переправах. Переправа на подручных средствах. Переправа вброд в одиночку, вдвоем, шеренгой, по перилам, вдвоем. Переправа над водой, по камням, перебрасывание бревна и переправа по бревну. Воздушная переправа.
Организация бивуака – 2 часа практики.
Выбор места бивуака и подготовка площадки для установки палатки в лесу, на поляне, на травянистом склоне, на моренах, на осыпях. Хранение на бивуаке продуктов питания и снаряжения. Приготовление пищи. Гигиенические требования к бивуакам. Работа отделения на бивуаке.
Тема 1.1.17. Географический обзор данного высокогорного района – 1 час теоретических занятий.
Административное и географическое положение данного района. Главнейшие хребты, горные узлы, долины, ущелья, реки и ледники района. Направление основного хребта и его боковые отроги. Основные вершины и перевалы района (названия, высоты и подходы к ним, классификационная сложность отдельных маршрутов).
Граница снеговой линии в районе. Климатические особенности района. Основной вид растительности, животный мир. Структура скальных пород, характерная для района. Маршруты перевальных походов и зачетных вершин района.
Основные данные альпинистской истории района.
Передвижение по льду и страховка – 5 часов практики.
Передвижение по льду в ботинках типа «вибрам». Надевание кошек. Применение ледоруба при движение по льду. Передвижение в кошках. Приемы самозадержания на ледовом склоне в случае срыва. Рубка ступеней. Применение ледорубных крючьев. Подъем, траверсы, спуски по веревке, работа на «перилах».
.Демонстрация передвижения по ледовому склону с организацией крючьевой страховки инструкторской связки – двойкой на кошках. Передвижение обучающихся группой в кошках по ледовому склону, отработка приемов правильной постановки ноги при подъеме, траверсе, спуске. Работа на передних зубьях кошек. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры и средства самостраховки. Отработка приемов работы с веревкой при движении в связках. Разнообразное передвижение по открытому леднику в связках по маршрутам, близким к реальным, во время массовых походов и восхождений.
Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.
Приемы передвижения по снегу (твердому, плотному, рыхлому, раскисшему). Приемы выбивания ступеней при подъеме: прямо вверх; наискось при траверсе; при спуске – прямо вниз, наискось. Приемы вытаптывания ступеней. Формирование ступеней в различном по структуре снегу.
Использование ледоруба как дополнительной точки опоры при движении по снегу.
Передвижение в три такта. Спуски «глиссированием».
Организация и приемы страховки на различном по состоянию снегу. Страховка веревкой через ледоруб. Выбирание и выдача веревки при страховке партнера. Совмещение страховки и самостраховки на ледорубе. Приемы самозадержания на снежном склоне.
Передвижение по снежному склону в связках. Попеременное движение связки прямо вверх; прямо вниз и наискось со сменой направляющего. Одновременное движение связки. Приемы страховки при движении связки (взаимная страховка).
Тема 1.1.18. Охрана окружающей среды – 1 час теоретических занятий.
Необходимо преподать основные сведения о флоре и фауне района и о необходимости их сохранения; о необходимости и способах сохранения в чистоте мест стоянок, источников, троп, ледников, скальных маршрутов.
Передвижение по скалам и страховка – 3 часа практики.
Способы и приемы страховки – 2 часа практики.
Тема 1.1.19. Собеседование по программе подготовки – 1 час теоретических занятий.
Собеседование по программе подготовки начинающих альпинистов в подготовительный период проводится командиром будущего отряда или лицом, назначенным учебной частью мероприятия. Участники должны продемонстрировать знания и умения, приобретенные ими в период предлагерной подготовки.
Цель собеседования и сдачи нормативов по ОФП – определить степень подготовленности начинающих альпинистов для распределения их по учебным отделениям и для определения программы будущих занятий.
Передвижение по льду и страховка – 4 часа практики.
Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.
Тема 1.1.20.Соаершение перевального похода 1А и 1Б категории сложности.-10 часов-практика. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону – 4 часа теоретических занятий.
Во время перевального похода проверяются навыки и знания, приобретённые на занятиях. Умение взаимодействовать в группе и безопасно вести себя в горах. Организованно двигаться по несложному горному рельефу. Организовывать бивуак и жизнь на бивуаке.-
Обязательному разбору подлежат ведущие темы учебного плана, а также – темы отдельных уроков-занятий или темы, выбранные по усмотрению учебной части альпинистского мероприятия. На разборе оцениваются качество и эффективность проведенного занятия или цикла занятий, условия проведения, активность и дисциплина участников. Разбираются успехи и недостатки обучения, ошибки в выполнении технических приемов, указываются методы исправления допущенных ошибок. Объявляются оценки, выставленные участникам за освоение тем и т.д. Анализируется деятельность участников в походе или на восхождении, выносятся на обсуждение коллектива случаи нарушения установленных правил, дисциплины в отделении, в отряде. На разборах должны не только вскрываться недостатки, но и выявляться положительные элементы деятельности участников.
Подготовка к выходу в высокогорную зону – 4 часа практики.
Тема 1.1.21. Восхождение на вершину 1Б категории сложности – 8 часов практики.
Восхождение на вершину по маршруту 1Б категории сложности является итоговой проверкой альпинистской подготовки участников. Оно включает: подготовку и оформление восхождения, меры по обеспечению безопасности, отработку взаимодействия связок, знакомство с районом, освоение правил охраны окружающей среды, организацию бивуаков, освоение технических и тактических правил и приемов.
Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) – 4 часа практических занятий.
Тема 1.1.22. Сдача снаряжения. Вручение значка «Альпинист РФ». Отъезд участников.
1.2. Программа начальной подготовки альпинистов к выполнению норм 3-го спортивного разряда (2-й год обучения).
Второй этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к альпинистам, желающим заниматься по этой программе:
1. Иметь значок «Альпинист России» и удостоверение-рекомендацию для дальнейших занятий альпинизмом.
2. Пройти общефизическую и специальную альпинистскую подготовку до выезда в горы и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке.
3. Иметь рекомендацию тренера (инструктора, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.
4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность, сдать зачет по вопросам техники альпинизма и пройти подготовку по соответствующему циклу учебно-тренировочных занятий, в соответствии с «Единой системой обучения в альпинизме».
5. Совершить учебно-тренировочное восхождение 1б категории сложности, два восхождения 2а категории сложности, контрольное восхождение 2б категории сложности.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1027 просмотров